«Весь в меня!» Эту фразу в адрес своего ребенка каждый родитель произносит с особой гордостью. Многие из моих знакомых даже обижаются, когда слышат, что их отпрыск похож на других родственников. Поэтому не было предела моему удивлению, когда сразу от нескольких родителей я услышала восхищенное: «А мой – копия Резеды Ханифовны!» Это говорят те папы и мамы, чьи дети посещают группу старшего возраста МОУ «Прогимназия» в городе Усинске, где и работает воспитателем Резеда Хизбуллина.
– Мы действительно видим в своих детях ее отражение, – признается мама шестилетнего Георгия. – Она честная, искренняя, справедливая… И мы наблюдаем, как наши крохи становятся похожими на нее. Ей удается сделать то, что не всегда под силу родителям, например приучить малышей к порядку. Что особенно радует, у нее нет любимчиков и она никогда не жалуется на детей. Резеда Ханифовна лишь рассказывает, кто и что сделал за день, но не вешает ярлыки типа «какая плохая девочка!», «а с вашим мальчиком вообще невозможно управиться!». Наши чада этому тоже у нее научились за три года. Сами знаете, как малыши любят ябедничать и перекладывать свою вину на другого. А у ее воспитанников это редчайший случай.
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХИТРОСТЯХ
Согласитесь, в нынешнее время повышенных требований к педагогу такое единодушное уважение к воспитателю со стороны детей и их родителей одновременно и приятно, и удивительно. Чтобы выведать некоторые профессиональные секреты, мы договорились о встрече с Р. Хизбуллиной во время тихого часа. Я пришла чуть раньше. Из спальни доносились перешептывания и легкий смех расшалившихся ребят. Потом прозвучала фраза воспитателя: «Приятных вам снов!», голоса сразу утихли, и Резеда Ханифовна вышла из спальни.
– По себе знаю: уложить ребенка спать – задача непростая, а Вы одной фразой настроили детей на сон, – удивляюсь я. – И много у Вас в запасе таких профессиональных хитростей?
– Вся хитрость в том, чтобы не пытаться говорить с ребенком со своего, взрослого уровня, а спуститься до его, – получаю ответ. – Когда дети слышат не приказ свысока, а просьбы и обращения на равных, то с большим желанием их выполняют. У них не возникает протеста, они становятся более послушными.
Хотя, по признанию самой Резеды Ханифовны, она не стремится к безоговорочному послушанию своих подопечных. Зачастую чрезмерная покладистость ребенка – уже тревожный сигнал, говорящий о возможных психологических проблемах отпрыска или его слабом здоровье. Но не менее тревожна и другая крайность – вседозволенность детей. Поэтому воспитатель в своей группе придерживается золотой середины: нет жесткой дисциплины с наказанием за малейшее непослушание и провинность, но и на ушах никто не стоит.
– Я позволяю детям оставаться детьми, – поясняет Р. Хизбуллина. – Есть у нас умницы, послушные ребята, и это хорошо. Есть и проказники. Но и они отличные! Дети должны быть разными. Зачем ломать через колено природу малыша и всех причесывать под одну гребенку? Лучше все силы направить на то, чтобы привить ему хорошие качества: порядочность, честность, отзывчивость и т.д. А то, что он, например, испачкался на прогулке, так это не повод для ругани и наказаний: он же таким образом мир познает!
– В воспитании своих детей придерживаетесь таких же методов? – задаю провокационный вопрос.
– Для меня нет разницы между своими и чужими детьми, – искренне улыбается собеседница. – Они все мои. Со своими я, правда, бываю строже: ведь для них я и мама, и воспитатель в одном лице.
– А с подопечными позволяете излишнюю строгость? – подначиваю я.
– Дети должны понимать, что иногда своим поведением расстраивают взрослого, поэтому, чтобы показать это, я говорю им с более строгой интонацией. Но не кричу, потому что крик равносилен признанию моей слабости как воспитателя. А это, как сами понимаете, может в два счета подорвать мой авторитет в глазах малышей.
РЕБЕНКА НАДО ЛЮБИТЬ
За десять лет работы воспитателем Резеда Ханифовна четко усвоила основное правило общения с ребенком: взрослый должен быть последовательным. Пообещал купить игрушку (поиграть, сходить на прогулку и пр.) – во что бы то ни стало нужно выполнить, а не отмахиваться, мол, как-нибудь в другой раз. Если разрешил прыгать на кровати – тогда уж не ругай за беспорядок от этого занятия.
– Большинство проблем с поведением детей идут от непоследовательности взрослых, – признается собеседница. – Например, можно сколько угодно говорить детям, что надо быть честным. Но при этом стоит только один раз пропустить ложь мимо ушей, и ребенок поймет, что обманывать можно. Поэтому я никогда не оставляю без внимания ложь детей, попытки самооправдания, жестокость и агрессию. Напротив, благодарю и прощаю за честность и признание своих ошибок. А редкие конфликты ребят в группе пресекаю и учу решать их мирно, идти на компромисс, договариваться. Не получилось с первого раза – не беда, повторю еще и еще, как надо действовать. Никогда не советую детям бить обидчика в ответ: добру ведь можно научить только добром, а злу – злом.
– Среди людей Вашей профессии часто слышу шутку, что самое сложное в работе воспитателя – это общение с родителями… – подвожу к неудобному вопросу.
– К счастью, у нас адекватные родители, – улыбается Р. Хизбуллина. – Они принимают мои методы воспитания и зачастую применяют их у себя дома. Словом, родители доверяют мне, а я прилагаю все усилия, чтобы не подвести их и их крох. Иногда совета спрашивают, например как заставить ребенка убирать за собой игрушки или чистить зубы. Я всегда в таких случаях говорю: никого заставлять не надо, но и всю работу за кроху выполнять не стоит. Лучший способ – сделать все вместе с ним.
А еще Резеда Ханифовна уверена, что эффективнее всяких воспитательных методик любовь к ребенку. С самого рождения. Самая искренняя, которой нельзя избаловать. И этим словам веришь, ведь что, если не любовь, привело ее в эту профессию? Не модную, не престижную, но такую важную. Что, если не любовь, допускает оговорку «мы живем с этими детьми уже три года»? Не занимаемся, не играем, а живем. Значит, проводим жизнь вместе, как семья, как мама и дети. И тогда становится понятно, почему так радуются родители, что их чада на нее похожи.
Варвара НИКИТИНА
На снимке из личного архива героини: Р. Хизбуллина с детьми