Чистые намерения

5 4 1

Внушительная часть России находится в зоне вечной мерзлоты, что предполагает особые требования к компаниям, ведущим там хозяйственную деятельность, прежде всего нефтегазовым. Помимо использования сложных современных технологий им необходимы дополнительные усилия в сфере охраны окружающей среды, особенно если речь идет о регионах с хрупкой экосистемой, к которым относится Арктика.

Один из примеров такого бережного отношения к природе – деятельность Варандейского нефтеотгрузочного терминала ЛУКОЙЛа на 12 млн тонн в Баренцевом море в Ненецком автономном округе. Исключительность проекта обусловлена прежде всего природными условиями: Баренцево море покрыто льдами в среднем 247 дней в году, при этом толщина льда – около 2 м. С учетом сложных климатических условий региона при его реализации были использованы новейшие методы охраны окружающей среды.

Так, экологическую безопасность причала, который из-за мелководья у берега пришлось вынести на 22 км в море, обеспечивают три уровня защиты. Поскольку терминал построен в зоне вечной мерзлоты, все резервуары, где хранится нефть, имеют двойные стенки по принципу «стакан в стакане» для исключения нештатных ситуаций.

 

Ни капли мимо

Также на Варандее действует неотъемлемая для всех морских проектов ЛУКОЙЛа система нулевого сброса. Все производственные и бытовые отходы с платформы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации. Помимо этого Компания ведет постоянный экологический мониторинг и оценку состояния окружающей среды, включая самые современные методы – геодинамический и спутниковый контроль. Особое внимание уделяется состоянию морских и береговых объектов окружающей среды, а также наблюдению за млекопитающими и птицами в районе расположения терминала.

Но ЛУКОЙЛ готов и к возможным нештатным ситуациям на терминале. Для отработки действий нефтяники приняли участие в учениях «Арктика-2017», которые проводились совместно с работниками «Газпром нефти» в акватории Баренцева моря в районе стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала Варандея и морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная». Тренировки проходили в рамках мероприятий Года экологии по инициативе Минприроды РФ.

По сценарию учений сотрудники компаний должны были ликвидировать условный разлив нефти в ледовых условиях в районе МЛСП «Приразломная» и защитить прибрежную полосу поселка Варандей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами в результате столкновения танкера с судном обеспечения.

Тренинг показал, что ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» обладают достаточными силами и средствами для предотвращения и ликвидации нештатных ситуаций в ледовых условиях в водах Арктики.

 

Птицы будут спасены

Еще одним масштабным мероприятием, направленным на отработку действий в случае нештатных ситуаций, стал тренинг ЛУКОЙЛа по предупреждению гибели животных.

До недавнего времени в нашей стране лишь отдельные нефтегазовые компании включали в свои корпоративные практики требования по предотвращению гибели животных в случае форс-мажора. И этот опыт был локальным – преимущественно на Дальнем Востоке, на острове Сахалин, поскольку там реализовывались международные проекты. В других регионах, в том числе в чувствительной к загрязнениям Арктике, спасение диких животных не являлось частью мероприятий по ликвидации нештатных ситуаций у нефтяных компаний.

Все изменилось в 2015 году, когда в соответствии с поручением президента России по итогам совещания о безопасном и эффективном освоении Арктики крупнейшие нефтегазовые компании, в том числе ЛУКОЙЛ, приняли корпоративные программы сохранения биоразнообразия в этом регионе.

С принятием документов появилась возможность консолидировать усилия власти, общества и частного сектора по сохранению флоры и фауны региона при его промышленном освоении.

Подготовке рекомендаций нефтегазовым компаниям в части структуры и содержания корпоративных программ способствовал проект программы развития ООН/Глобального экологического фонда/Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России», реализуемый с 2012 года.

Это стало беспрецедентным примером удачного сотрудничества бизнеса, властей и природоохранных организаций в масштабах России.

В 2016 году ПРООН/ГЭФ-Минприроды в партнерстве с ЛУКОЙЛом предложил адаптировать в России международный опыт по готовности к защите и спасению дикой природы в случае нештатных ситуаций, включив их в корпоративную практику Варандейского отгрузочного причала. Было предложено провести обучение персонала терминала по обеспечению готовности к защите и спасению животных в случае форс-мажора.

Инициативу поддержало Минприроды России, и мероприятие было включено в план по проведению Года экологии в России в 2017 году, контроль за подготовкой и проведением практического тренинга взял на себя Росприроднадзор.

Для разработки специальной программы тренинга была приглашена европейская неправительственная организация Sea Alarm Foundation – один из соавторов руководства IOGP-IPIECA «Обеспечение готовности к защите и спасению дикой природы» и разработчик специального курса EUROWA (по предотвращению гибели животных в случае разлива нефти) для стран Европейского союза.

Тренинг состоялся в начале августа 2017 года. В нем участвовали не только сотрудники ООО «Варандейский терминал», но и специалисты дочерних организаций ЛУКОЙЛа, а также аварийно-спасательных формирований, работающих в Западной Сибири, на Балтийском и Каспийском морях.

В качестве наблюдателей были приглашены представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, эксперты Международного союза охраны природы, WWF России, Ненецкого государственного природного заповедника, Дарвинского природного биосферного заповедника и национального парка «Русская Арктика». Также в учениях приняли участие специалисты из Голландии, Великобритании, Бельгии, Германии и непосредственно Хьюго Нийкемп, генеральный директор Sea Alarm Foundation. По его словам, «тренинг – уникальное явление, поскольку среди его участников были директора и управляющий персонал компаний. Мы не знаем ни одного случая, когда нефтегазовая компания смогла бы уделить без отрыва от работы целую неделю решению подобной задачи. Только так можно выстроить грамотную корпоративную систему действий».

Международные эксперты провели командно-штабные учения на основе смоделированной ситуации и практический курс по организации поиска и отлова загрязненных нефтью птиц и оказания им помощи.

Тренинг состоял из двух отдельных, но связанных между собою этапов. Первый включил трехдневный курс по введению в практику предупреждения гибели объектов животного мира и планированию операций по реагированию на нештатную ситуацию, предназначенный для руководителей нефтяной компании. Второй этап – двухдневный базовый практический курс для персонала, который будет в первую очередь задействован в операциях по реагированию в случае форс-мажора.

Проведение учений позволило подготовить прикладные рекомендации для Варандейского терминала – впервые пункт был внесен в программу сохранения биоразнообразия предприятия. Помимо этого, учения способствовали более эффективному взаимодействию по спасению птиц – как внутри ЛУКОЙЛа, так и с внешними экспертами и партнерами.

Очевидно, что российские энергетические компании уже готовы тратить силы и средства на природоохранные технологии при освоении северных территорий. В результате даже деятельность таких технологически сложных объектов, как Варандейский терминал, может быть не только безопасной для окружающей среды, но и вносить значимый вклад в обеспечение биоразнообразия Арктики.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Варандейский отгрузочный терминал – первый в мире арктический ледостойкий морской комплекс пропускной способностью до 12 млн тонн нефти в год – ввела в строй Компания «ЛУКОЙЛ» десять лет назад. Основная его задача – круглогодичная транспортировка «черного золота», добываемого ЛУКОЙЛ-Коми в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Этот уникальный причал занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

[/bubble]

5 4 2

5 4 3

Андрей ОРЕХОВ
(газета «Коммерсанть»)

 

Оставьте комментарий

Пролистать наверх