Для жителей Ненецкого автономного округа День оленя занимает совершенно особое место в ряду других государственных и профессиональных праздников.
В нынешнем году его справляли уже в 76-й раз, но официальный статус, закрепленный законом НАО, он обрел лишь несколько лет назад. Однако же и прежде, в те времена, когда слыхом не слыхивали в тундре ни о каких паспортах да колхозах, оленеводы поставили за обычай собираться на Ильин день в заранее оговоренных местах близ морского побережья перед долгим кочевьем на юг, в сторону зимних пастбищ.
Начало августа – благодатнейшая пора в этих суровых краях. Свежий ветер с моря разгоняет тучи комарья и гнуса. Оранжево-багряные россыпи спелой морошки разлеглись на одеялах мхов. Сытые и умиротворенные олени нагуливают жирок по седым ягельникам меж древних сопок, не доставляя больших хлопот пастухам. Самое время для праздника, пиров и встреч, для отдохновения после череды наполненных тяжелым трудом будней. Люди стосковались по общению и новостям извне, по смеху и разговорам в большой компании, по гостям, которых в тундре привечают с неизменным хлебосольством и радушием.
Да только вот этим гостям порой бывает не так уж просто попасть на праздник. И дело даже не в том, что вертолеты летят к оленеводам, всегда основательно загруженные продуктами и подарками, а места для пассажиров на праздничных рейсах наперечет. Тут еще и погода запросто может спутать все карты, завесив пункт назначения пологом густого тумана – обычная история в августе, особенно если дело касается Карского берега. А нам как раз туда и надо.
Час бесплодного ожидания, другой, третий, четвертый… Нет погоды, хоть ты из кожи вон лезь. Одно утешение: есть время расспросить будущих попутчиков о нынешнем состоянии оленеводческой отрасли и ее перспективах.
– Сегодня в округе оленеводством занимаются 13 сельскохозяйственных производственных кооперативов, шесть семейно-родовых общин и одно государственное предприятие («Ненецкая агропромышленная компания»), – говорит начальник управления по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности НАО Юрий Хатанзейский, председатель оргкомитета по проведению Дня оленя. – В последнее время отрасль пользуется очень серьезной поддержкой со стороны государства. Оленеводам частично компенсируют затраты на производство мяса в размере 67,5 рубля за килограмм. В прошлом году по этому виду субсидий хозяйствам округа выплачено 66 миллионов рублей.
При этом сохранена компенсация в размере 80 процентов от транспортных затрат по вывозу продукции оленеводства к местам ее реализации.
Четыре хозяйства, в которых занимаются племенной работой по разведению ненецкой породы северного оленя (это «Харп», «Путь Ильича», «Ижемский оленевод» и «Ерв»), дополнительно к этому получили в 2009 году 39 миллионов рублей из федерального бюджета.
Кроме того, из федерального и регионального бюджетов всем труженикам тундры выплачивают в общей сложности по 672 рубля за каждого сохраненного оленя.
Сообщенная Юрием Хатанзейским информация позволяет сделать однозначный вывод о том, что в НАО созданы серьезные стимулы для оленеводов: чем больше оленей, тем выше доходы пастухов. И результаты не замедлили сказаться. Всего за несколько лет окружное стадо увеличилось на 50 тысяч оленей и достигло 170 тысяч голов.
…Наконец-то объявили посадку на рейс – и пяти часов не прошло. Уже понятно, что с учетом полетного времени (а добираться предстоит до самой дальней точки на северо-востоке НАО) погостить у оленеводов СПК «Дружба народов» в этот раз доведется совсем недолго.
Так и получилось: едва успели выгрузить подарки, наградить отличившихся пастухов и отведать традиционного тундрового угощенья – свежей, еще теплой оленьей печенки, как пора отправляться в обратный путь. Увы, большая часть программы праздника осталась за кадром. Но его сценарий был тем же, что и на полуострове Канин, и на острове Колгуев, где побывали мои друзья, поделившиеся фотографиями для этой статьи. Везде проводились гонки на оленьих упряжках, соревнования по прыжкам через нарты и метанию тынзея, другие азартные состязания, требующие немалой сноровки. Везде на бескрайних просторах ненецких тундр царило приподнятое настроение, повсеместно славили и чествовали оленя – источник жизни, главный символ благополучия коренных жителей тундры.
Свою весомую лепту в то, чтобы их благосостояние лишь крепло, а в будущем всегда оставался повод для таких праздников, вносят и нефтяники.
– Наши тесные партнерские отношения с «ЛУКОЙЛ-Коми» длятся уже несколько лет, – рассказывает председатель СПК «Дружба народов» Анастасия Родионова. – На деньги нефтяников построены девять домов для оленеводов в поселке Каратайка. Приобретены вместительные вездеходы МТЛБ, бортовой дизельный автомобиль «ГАЗ-71», бульдозер, другая техника и большое количество запчастей к ней. Это позволило нашему хозяйству успешно решить основные проблемы с транспортировкой различных грузов. Помогает нам и другое лукойловское предприятие – ООО «Нарьянмарнефтегаз». На его средства в позапрошлом году в Каратайке была построена современная школа. Поэтому нефтяники «ЛУКОЙЛа» входят в число самых почетных и желанных гостей на наших праздниках.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора, Алексея РУДНЕВА и Елены БОБРОВОЙ: метание тынзея; подрастает смена оленеводов; олень – это жизнь; фрагмент праздничного концерта; заполярный аксакал