31 января для коллектива Баяндыского месторождения станет первой юбилейной датой: исполнится пять лет со дня пуска скважины №1 в эксплуатацию. Старожилы третьего добывающего цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» по праву называют ее кормилицей – даже спустя годы она не покидает списка самых высокодебитных фонтанных скважин. На прошлой неделе мы побывали в гостях у «именинницы», встретились с работниками промысла, узнали, как все начиналось…
В темпе
Баяндыское месторождение последние годы является примером высоких темпов строительства – всего за год после открытия был осуществлен его запуск в эксплуатацию! 25 января 2008-го здесь был получен промышленный приток легкой нефти в объеме 930 кубометров в сутки, и уже через шесть дней скважину №1 ввели в эксплуатацию с несколько меньшим дебитом. На освоение месторождения первым из нынешних его работников приехал мастер КЦДНГ-3 Андрей Коломиец. Он рассказал, как полученную нефть сначала вывозили автоцистернами по зимнику, а обслуживающий персонал жил в оборудованных балках недалеко от скважины.
Сегодня рядом с первой, которая за время эксплуатации показала самый высокий дебит по фонду цеха, пробурено еще три скважины. Говоря о рекордном показателе, следует отметить заслугу геологов и буровиков: по словам Андрея Алексеевича, они попали точно в купол центральной залежи нефти в рифогенных отложениях задонского горизонта. Полученный промышленный приток безоговорочно стал успехом, который сопутствовал дальнейшему скорому темпу разработки месторождения. Скважины строились одна за другой, нефтесборные коллекторы – километр за километром, а ДНС возвели уже к сентябрю 2008-го, притом, что отсыпать площадку под объект начали только в январе.
Сегодня на месторождении пробурено 14 скважин, восемь из которых эксплуатируются фонтанным способом добычи.
– Несмотря на спартанские условия, работа была очень интересной, – вспоминает Андрей Алексеевич. – Не каждому нефтянику дается возможность участвовать в освоении нового месторождения, тем более такого уникального, как Баяндыское. Компания «ЛУКОЙЛ» запустила первое месторождение с таким высоким содержанием сероводорода, а это и определенные сложности, и испытание для специалистов. Я горжусь тем, что прикоснулся к истории нефтяной промышленности Коми, буду рассказывать об этом внукам.
Все для безопасности
Спустя пять лет разработка продолжается на изначально заданном уровне. Возводится еще один крупный объект капитального строительства – УПН «Баяндыская». Кроме того, что на нем будет осуществляться подготовка нефти до товарного качества, решится еще одна немаловажная задача – полная утилизация попутного газа.
– Нефть Баяндыского месторождения содержит 13 объемных процентов сероводорода и характеризуется высоким газовым фактором, – рассказывает ведущий геолог КЦДНГ-3 Артем Ильин. – Сероводород – опасный токсичный газ, поэтому обеспечение безопасности производства у нас стоит на первом месте. Все работники обучены, обеспечены средствами индивидуальной защиты, ежедневно проводятся инструктажи по промбезопасности. У каждого есть персональный газосигнализатор, дыхательный аппарат и самоспасатель.
Так что баяндыские нефтяники точно знают, как себя вести и помочь пострадавшим, если концентрация сероводорода в воздухе превысит предельно допустимую норму.
Чистая сера
В будущем благодаря УПН «Баяндыская» сероводород, содержащийся в попутном газе, найдет полезное применение. Он будет поступать на установку очистки газа и утилизироваться на установке производства серы. Здесь будет применяться технология гранулирования путем дозирования капель жидкой серы и дальнейшей фасовкой. Таким образом, здесь будут получать сырье для химической промышленности – в этом будет заключаться экономический эффект, а кроме того, утилизация газа даст эффект и экологический.
На блоке производства серы также предусмотрено использование тепла сжигания сероводорода с получением побочной продукции в виде пара, что является классическим примером вторичного использования тепловой энергии.
На полигоне
В связи с особенными характеристиками нефти и определенными требованиями безопасности при ее добыче Баяндыское месторождение стало полигоном для испытания нового оборудования. Например, при сооружении нефтепровода от ДНС «Баянды» на «большую землю» была использована специальная технология склеивания швов. Высокопрочные эмалированные трубы изнутри соединяли трехкомпонентным клеем, а уже потом закрепляли сварочным швом. Такие же трубы были использованы для нефтеколлекторов между Баянды и соседним Восточно-Ламбейшорским месторождением. Кроме этого, на Баяндыском осваивается горизонтальное бурение, а в прошлом году впервые была запущена в работу скважина с алюминиевой эксплуатационной колонной, устойчивой к сероводороду.
– Агрессивная сероводородная среда негативно влияет на железное оборудование, – объясняет Артем Владимирович. – Поэтому у нас все материалы специальные, высокой прочности. На этом месторождении особенная специфика – работаем с карбонатной породой – поэтому используются свои методы обработка призабойной зоны, чаще – с применением кислот.
С открытой душой
…Еще когда мы неполным редакционным составом ехали на Баянды по широченному «зимнику», сам собой напросился вопрос: а зачем такая отличная дорога на относительно небольшое месторождение? На деле оказалось, что некрупный третий цех имеет серьезные амбиции: производственные мощности растут, строительство УПН определяет новые задачи, автомобили с грузами снуют, как поток неустанных муравьев. Поэтому и можно отметить с чувством выполненного долга первую юбилейную дату: за короткий период достижений более чем достаточно, есть что вспомнить и чему порадоваться.
– Помимо производственных успехов, пожалуй, главный показатель нашей работы – ни одного несчастного случая на производстве за пять лет, – говорит мастер Андрей Коломиец. – Люди у нас опытные, просто так «в бой» не ринутся, только при соблюдении всех норм безопасности. Чтобы добиться хорошего результата, не нужно по нескольку раз повторять задания.
При этом следует отметить, что работники не страдают «звездной болезнью» от высокой ответственности, возложенной на них. Многие в нефтяной промышленности не один десяток лет, они настоящие профессионалы и с достоинством справляются со своими задачами на одном из самых сложных объектов всей Тимано-Печорской провинции. Встречали нас как старых друзей, с открытой душой, хотя приехали мы впервые. Наверное, так водится во всех маленьких коллективах, которые нередко бывают очень сплоченными.
Кстати, в день нашего приезда был день рождения у еще одного старожила нефтепромысла, оператора по добыче нефти и газа Александра Шугало. По местной традиции, нас угостили пирогом, который именинник заказал в местной столовой. Так что высокое качество доброй промысловой кухни нам тоже удалось оценить. Даже уезжать не хотелось: на душе было так тепло, хотя на улице стоял самый настоящий, трескучий северный мороз…
Илья ГРИГОРЬЕВ
На снимках Олеси ЯНЧЕНКО: А. Коломиец (слева) и А. Ильин; та самая скважина №1; рабочие будни промысла