Почему законопроект о Севморпути требует корректировки
К однозначному выводу о необходимости доработки законопроекта о Северном морском пути пришли участники выездного совещания Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации РФ, состоявшегося в конце ноября в Нарьян-Маре.
Председательствовал сенатор Вячеслав Попов, участие в работе приняли депутаты Государственной Думы РФ Валерий Прозоровский и Юрий Медведев, губернатор НАО Игорь Федоров, а также полномочные представители ряда министерств и ведомств (Минтранса, Минрегиона, Минобороны, МЧС, Федерального агентства морского и речного транспорта, Росгидромета, Федеральной службы по тарифам, Северо-Западного таможенного управления и других).
Ради обсуждения темы «Актуальные вопросы государственного регулирования на Севморпути и его влияние на развитие регионов» почти в полном составе сошлись исполнительная и представительная ветви власти НАО. Кроме того, на это совещание были делегированы топ-менеджеры крупнейших российских нефтегазодобывающих и транспортных компаний.
Словом, в зале культурно-делового центра столицы НАО с весьма символичным названием «Арктика» собралась аудитория, которую не нужно было убеждать в том, что от эффективного использования ресурсного потенциала Арктики в значительной степени зависит экономическое благополучие страны, и что именно Севморпуть призван сыграть решающую роль в широкомасштабном хозяйственном освоении северных регионов.
ВОРОТА АРКТИКИ
Открывая совещание, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов первым предоставил слово губернатору НАО.
– Выход к Северному Ледовитому океану дает России уникальный конкурентный шанс, – сказал Игорь Федоров. – А Ненецкий автономный округ можно с полным на то правом назвать воротами Арктики, ведь протяженность его морской границы превышает 2,5 тысячи километров. Во многие населенные пункты НАО грузы (топливо, стройматериалы, продовольствие и т.д.) можно доставить только морем.
Губернатор сообщил, что в ближайшее время совместно с федеральным центром предстоит осуществить планы по проектированию и строительству в Нарьян-Маре крупного поисково-спасательного центра с опорной базой на побережье. Идея поддержана министром МЧС РФ Сергеем Шойгу.
– Нынешнее совещание является своего рода генеральной репетицией перед проведением в Нарьян-Маре весной 2011 года выездного заседания Морской коллегии при правительстве РФ, – добавил глава региона и передал микрофон Вячеславу Попову.
– Мы созвали вас для того, чтобы из первых уст услышать о существующих проблемах и поговорить о них с предельной конкретностью и принципиальностью. Давайте не будем сглаживать острые углы, – призвал собравшихся председатель сенатской комиссии.
ПРЕДМЕТ ПОЛЕМИКИ
Забегая вперед, скажу, что на совещании обсуждался достаточно широкий круг тем – от гидрометеорологического обеспечения мореплавания до организации таможенного контроля. Но наиболее бурную полемику вызвало выступление заместителя директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталия Клюева.
Он представил подготовленный этим министерством законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части Государственного регулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути».
Предлагаемые радикальные изменения произвели на собравшихся удручающее впечатление. Как оказалось, законопроект предусматривает расширение зоны Севморпути на запад до меридиана мыса Канин Нос (сейчас СМП ограничен на западе входами в новоземельские проливы, то есть не захватывает Баренцево море, омывающее основную часть побережья НАО). Оно бы и ладно, только вот заодно еще и вводится обязательная плата за услуги на трассе. Обложение оброком – вот, пожалуй, самое точное определение для подобной тарифной политики, законодательно закрепляющей взимание разного рода платежей, включая арктический корабельный сбор…
ПОЧЕМ ДРОВИШКИ?
Чем грозит обернуться для Ненецкого автономного округа принятие закона с такими формулировками, доходчиво объяснил выступивший вслед за представителем Минтранса заместитель губернатора НАО по вопросам инфраструктурного развития Ян Берлин.
– С большой степенью вероятности можно ожидать, что после расширения границ СМП под регулирование Федеральной службы по тарифам подпадут все грузы, завозимые морем в поселки на побережье, а это неминуемо повлечет за собой удорожание «северного завоза», – заметил он.
Цена самих дров, угля и прочих грузов из перечня «северного завоза» изменится незначительно, но перевозчикам придется платить уже на 14-15 процентов больше. Не будут же они работать себе в убыток!
– Только на строительство по нескольким долгосрочным целевым программам в 2010 году из окружного бюджета выделено более 3,5 миллиарда рублей. В следующем году эта цифра возрастет до 3,8 миллиарда. Морским транспортом в округ завозится порядка 100 тысяч тонн грузов с отчетливой перспективой роста, – констатировал Я. Берлин. – Даже с учетом нынешних объемов увеличение тарифов изымет из окружного бюджета порядка 130 миллионов рублей. Готовы ли мы согласиться с такими непродуктивными расходами? Конечно, нет! Что делать? Или оставить все, как оно было прежде, или выводить прибрежные грузоперевозки из-под тарифного регулирования.
Столь же негативно оценили предлагаемые Минтрансом нововведения и представители транспортной отрасли – генеральный директор ООО «Транс-НАО» Владимир Тюрин и президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов.
Но наиболее весомо прозвучали возражения нефтяников.
НЕФТЯНИКИ – ПРОТИВ!
Вице-президент ОАО НК «ЛУКОЙЛ» Анатолий Барков сразу же подчеркнул, что предложения Минтранса России серьезно встревожили бизнес-сообщество. Он высказал мнение, что безопасность мореплавания по Баренцеву морю ныне и так в достаточной степени обеспечена действующим законодательством. Кстати, в свое время при строительстве Варандейского нефтяного отгрузочного терминала, в том числе принималось во внимание и соответствующее письмо Минтранса, в котором говорилось о неизменности границ Севморпути.
В «ЛУКОЙЛе» ориентировались на это, принимая на себя кредитные и финансовые обязательства, заключая соглашения с иностранными партнерами и банками. Теперь же, получается, на инвесторов будет возложена дополнительная налоговая нагрузка. Хотя представляется очевидным, что ледокольная проводка должна осуществляться лишь при появлении такой необходимости исключительно на договорной основе с учетом фактически выполненного объема работ и не может являться обязательным условием высокоширотного транзита.
Вице-президент ОАО НК «ЛУКОЙЛ» выразил категорическое несогласие с тем, чтобы привлечение средств на развитие атомного ледокольного флота происходило посредством обременения нефтяных и других компаний еще одним налогом в директивном порядке. Это самым негативным образом скажется на реализации крупных капиталоемких проектов и приведет не к увеличению, а к сокращению объемов перевозок по Севморпути.
Подобное изменение ныне существующих правил без учета интересов всех пользователей СМП, по утверждению А. Баркова, пойдет во вред инвестиционному климату в регионе…
РЕШАЮЩИЕ АРГУМЕНТЫ
Не остались в стороне от обсуждения и авторитетные парламентарии.
– Законопроект получился «сырым», а он должен быть безупречным и соблюдающим интересы всех сторон. В предложенном виде его нельзя принимать, – решительно заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Прозоровский.
– В законопроекте отчетливо просматривается локальный, узковедомственный подход к серьезным вопросам. Он не решает проблемы в целом. Провозглашенный принцип государственно-частного партнерства в такой трактовке выглядит каким-то однобоким, – точно подметил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Юрий Медведев.
…По итогам прений в протоколе совещания было зафиксировано, что в настоящее время расширение существующих границ СПМ представляется нецелесообразным.
– Эту позицию мы и будем в дальнейшем отстаивать в Государственной Думе и Совете Федерации, – твердо заверил участников совещания сенатор Вячеслав Попов.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: участники совещания (слева направо) А. Барков, В. Прозоровский, В. Попов и Ю. Медведев на Варандейском терминале; И. Федоров; по Северному морскому пути