Вот и сделана уже половина важного дела: всю прошлую неделю участники очередного этапа долгосрочного медико-социального проекта «Красный чум», одним из организаторов которого является «ЛУКОЙЛ-Коми», с утра и до позднего вечера трудились в славном селе Ома, что находится аккурат посередине между Канинской и Тиманской тундрами на западе НАО.
Как работалось там, чем нынешняя экспедиция отличается от предыдущих, каковы первые результаты обследований? Обо всем этом корреспондент «Северных ведомостей» побеседовал по телефону с руководителем медицинского отряда Викторией Гавриловой, заведующей отделением профилактики Центральной поликлиники Заполярного района.
По ее словам, встретили бригаду медиков в селе с распростертыми объятиями, обеспечили условия для проживания.
– Женщин разместили в школе-интернате и администрации Омского сельсовета, а мужская часть отряда – в тесноте, да не в обиде – обосновалась в тамошней амбулатории. В ней же вели и прием многочисленных пациентов, поэтому времени на отдых в этой командировке оставалось очень мало. А трехразовое питание было организовано в кафе «Полярное сияние» общества потребительской кооперации, – рассказала Виктория Борисовна.
Надо отметить, что в отличие от оленеводческих поселков в Большеземельской тундре, куда «Красный чум» выезжал до этого, деревни и села Канино-Тиманья имеют более давнюю и богатую историю.
Осваивали здешние края новгородцы, поморы и старообрядцы, скрывавшиеся в скитах от гонений никонианской церкви. Так и село Ома прежним названием своим (Кокино) обязано первопоселенцу, мезенскому крестьянину-старообрядцу, построившему в начале XIX века избу на правом берегу речушки, которая впадает в Чешскую губу Баренцева моря.
Долгие годы Ома была известна как станция на старинном и знаменитом зимнем тракте, проходившем от Мезени на Печору. По нему везли хлеб, а в обратный путь санные обозы шли, тяжело нагруженные рыбой.
В этих же местах пролегал один из путей кочевий оленьих стад: по осени ненцы гнали их на зимние пастбища в Кулойские и Пинежские леса, а весною возвращались к побережью, где свежие ветра с моря разгоняли гнус.
С 2005 года в Оме в марте проводится спортивный праздник оленеводов «Канин мэбета» («Канинские богатыри»). В эти дни сразу бросается в глаза, что праздничное одеяние ненцев, кочующих за отрогами Тиманского кряжа, имеет много отличий от нарядов коренных жителей Большеземельской тундры. Другие фасоны, по-иному украшены малицы, обувь и головные уборы из оленьего меха.
Подробности эти к сегодняшней теме имеют самое непосредственное отношение, ведь сам проект «Красный чум» задумывался, прежде всего, ради оздоровления оленеводов-кочевников, не охваченных традиционной системой здравоохранения.
– За время нашей работы в Оме обследование прошли свыше 30 пастухов и чумработниц из двух бригад СПК «Восход», а также 24 ребенка, живущих в тундре с родителями, – сообщила Виктория Гаврилова. – Еще две бригады этого сельскохозяйственного производственного кооператива не стали подходить к поселку из-за грянувшей накануне оттепели с дождем. Но мы надеемся, что встретимся с членами этих бригад позднее.
Собеседница также добавила, что к врачам могли обратиться все желающие жители поселка Ома, и они активно пользовались этой возможностью. А самая большая нагрузка выпала на долю врача-офтальмолога: проблемы со зрением в окружной глубинке, увы, испытывают многие.
– За пять дней мы приняли 298 жителей Омы, медицинскими осмотрами были охвачены и 190 детей, которые посещают детсад или учатся в школе, – подытожила разговор Виктория Борисовна.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора и из архива «Красного чума»: к врачам – с ребенком на руках; оленеводы Канино-Тиманья