(Продолжение)
Нелегко складывалась жизнь Ухтинского НПЗ в 1980-х, вошедших в историю предприятия, как и всей страны в целом, под названием перестроечных.
Неплатежи и кризис, поразившие, в том числе и строительную отрасль, логично привели к тому, что сооружение объектов УНПЗ пришлось заморозить. Не удалось достроить установку 100-ЭЛОУ-AT-6, не дождалось реконструкции факельное хозяйство, так и не состоялось запланированное возведение новых эстакад налива светлых и темных нефтепродуктов…
Как раз на «переломе эпох» директором завода стал Евгений Васильевич Ипполитов, выпускник Ленинградского технологического института имени Ленсовета, прошедший профессиональный путь от рядового оператора до директора по координации и качеству дочерней лукойловской структуры «ЛУКОЙЛ-Болгария». Он также избирался депутатом Ухтинского городского Совета и Госсовета Республики Коми.
Во второй половине 1980-х годов программа модернизации УНПЗ по существу была свернута, удавалось лишь поддерживать качественные показатели особо важных видов продукции, пользовавшихся устойчивым спросом. Прежде всего, это касалось ухтинского дорожного битума, производившегося из уникальной ярегской нефти. В 1989-1990 гг. для строительства дороги в аэропорт «Домодедово» его покупала немецкая фирма «Виртген»; впоследствии экспортные поставки осуществлялись в Литву, Латвию, Эстонию, на Украину, в Казахстан, в том числе на возведение новой столицы республики Астаны, и даже в Монголию, где он применялся при сооружении международного аэропорта в Улан-Баторе.
«Перестроечные веяния» существенно нарушили социально-производственную балансировку в стране и в трудовых коллективах. Так, даже министр нефтяной промышленности Николай Васильевич Лимаев не избежал псевдодемократических перегибов: в 1989 году он потребовал, чтобы все директора заводов прошли процедуру выборов. Делалось это так: Советы трудовых коллективов созывали общее собрание и простым большинством голосов, но обязательно на альтернативной основе, выбирали руководителя предприятия. Практически повсеместно эта провокационная по сути своей процедура приводила к конфликтным ситуациям. Скажем, на Ухтинском НПЗ «соревновались» Е. В. Ипполитов и начальник производственного отдела В. А. Есев. С небольшим преимуществом победил последний, но министерство в должности его не утвердило, отдав в конце концов предпочтение более опытному Ипполитову.
Спрашивается, для чего же тогда все это затевалось? Ведь были потрачены немалые время, силы и средства, а в итоге, люди лишний раз убедились в показушности перестроечных «начинаний».
В 1990-е годы Ухтинский НПЗ, как и большинство предприятий реального сектора производства, в полной мере пережил кризис неплатежей и общего экономического спада в стране. Для поддержания хоть какого-то баланса приходилось идти на различные ухищрения. Одна из вынужденных мер такого рода – «разукрупнение» завода посредством создания нескольких совместных предприятий: «Битран», «Ухтойл», «Котрас». «Фишка» здесь заключалась в том, что государство тогда предоставляло значительные льготы предприятиям с участием иностранного капитала (не менее 30%!), например, освобождало их от налога на прибыль, от экспортной пошлины при вывозе продукции за границу. Благодаря созданию совместных производств руководству УНПЗ удалось аккумулировать средства для реконструкции битумных установок и решить ряд экологических проблем на очистных сооружениях, в том числе ликвидировать часть шламовых амбаров.
Однако наряду с отдельными положительными моментами существования СП завод фактически полностью утратил общую перспективу развития. Год от года интересы выделившихся структур все больше и больше расходились с интересами НПЗ как в техническом, так и в экономическом планах. Впрочем, несмотря на имеющиеся трудности, руководству завода удавалось по мере возможностей развивать социальную инфраструктуру. Скажем, с 1984 по 1994 годы УНПЗ построил без малого 31 тысячу квадратных метров жилья, и 486 семей заводчан отметили новоселье. Предприятие продолжало также содержать городской бассейн «Юность». А в 1994 году нефтепереработчики Ухты получили в свое распоряжение замечательный подарок – санаторий-профилакторий «Крохаль».
В том же году Ухтинский НПЗ вместе с «Коминефтью» и «Коминефтепродуктом» вошел в состав вертикально интегрированной нефтяной компании «Коми-ТЭК». Вскоре начался процесс акционирования, и примерно 75% акций нефтеперерабатывающего завода стали собственностью «Коми-ТЭКа».
Вера МАРТЫНЮК
На снимках из архива предприятия: так выглядел завод в перестроечные годы; Е. Ипполитов