Из года в год нефтедобывающая отрасль непрерывно восполняет извлекаемые запасы, зачастую благодаря внедрению в производство инноваций. Одним из многообещающих методов в этом плане специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» именуют введение в практику технологии так называемых «умных» скважин, которая позволяет осуществлять мониторинг и контроль продуктивных зон без подземных работ.
В наших публикациях мы не раз упоминали, что пермокарбоновая залежь Усинского месторождения является испытательным полигоном в Обществе. Лучшие опытно-промышленные работы (ОПР) различного оборудования и методов интенсификации добычи проводились именно здесь из-за особенностей геологического строения пластов и свойств вязкой нефти. Так, в декабре 2013-го было осуществлено интеллектуальное освоение двух горизонтальных скважин после бурения. Всего за два года на пермокарбоне таким методом введено в эксплуатацию четыре объекта.
Инновации – в практику
Журналистам газеты, ориентированной на производственную тематику (надеюсь, как и читателям), всегда было интересно целенаправленное стремление производственников повышать нефтеотдачу и коэффициент извлекаемости ценного сырья из пласта. Поэтому, прежде чем посетить Усинское месторождение и своими глазами увидеть новые чудо-технологии, мы обратились в Управление по бурению Общества за более подробной информацией.
– Интеллектуальное заканчивание скважин обеспечивает максимальную площадь дренирования пласта, что дает существенный рост нефтеотдачи и увеличение добычи, – рассказывает ведущий инженер технологического отдела управления Максим Потешкин. – Так, на горизонтальных скважинах 2ГС, 4ГС, 7ГС и 8ГС Усинского месторождения мы испытали систему «Roxar», которая в режиме реального времени позволяет отслеживать основные показатели работы, такие, как температура, и дает возможность регулировать поступление пластового флюида. В скважинах данная инновация применялась в компоновке с четырьмя пакерами. То есть горизонтальный участок ствола был разделен на четыре интервала, которыми возможно управлять, используя наземное оборудование. Как пояснил специалист, это и есть основа технологии интеллектуальных скважин. При незатрудненном доступе в устье скважины эти циркуляционные клапаны являются относительно простым, безопасным и недорогим средством взаимодействия с несколькими продуктивными зонами в одном стволе.
– Следует добавить, что добыча «тяжелой» нефти требует особого подхода при строительстве и цементировании скважин, так как бурение ведется в условиях полного поглощения промывочных жидкостей. В связи с чем приходиться применять современную пеноцементную технологию при цементировании скважин для обеспечения качественного крепления, – продолжает разговор инженер управления Валерий Назаров.
Экономический эффект налицо
Чтобы своими глазами увидеть, как теоретические выкладки применяются на практике, мы с фотокорреспондентом выехали на производственный объект ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», а точнее, на куст А119, который, кстати, и является одним из участков обширного научно-практического полигона ОПР Общества.
Однако, находясь в операторной «Roxar», сложно было наглядно представить, каким образом из этого небольшого помещения, напичканного различным хитроумным оборудованием, происходит управление сложным процессом добычи на многокилометровой глубине. Пришлось вновь обращаться за комментариями к людям посвященным.
– Специалисты ТПП в аппарате управления предприятия и в полевом офисе КЦДНГ-1 отслеживают параметры удаленно, с мониторов компьютеров, – рассказал технолог первого цеха Андрей Черенев. – Аналогичные действия производятся и непосредственно на объекте, в операторной «Roxar». Кстати, современные приборы собирают данные с такой скоростью, что иногда приходится полагаться не на сами данные, а на специальные системы сигнализации, чтобы выявить изменения скважинных условий. Если в какой-либо части объекта произошли отклонения от планового режима, это будет своевременно обнаружено. После этого можно будет без особого труда, при помощи забойного клапана, временно закрыть одну зону, оставив остальные в работе.
Следует также отметить, что технология интеллектуального освоения скважины компании «Roxar» помогает разработчикам оптимизировать производительность без дорогостоящих спуско-подъемных операций. А за счет того, что добыча ведется из нескольких пластов через один ствол, снижаются капиталовложения. Таким образом, уменьшается не только число объектов, необходимых для разработки месторождения, но также размер и инфраструктура наземных сооружений. А вот продуктивность и отдача, наоборот, максимально увеличиваются.
По-прежнему в приоритете
Уже не раз отмечалось, что извлечение «тяжелых» или трудноизвлекаемых нефтей останется для всей Компании «ЛУКОЙЛ» приоритетным направлением в ближайшей и отдаленной перспективе. В частности, в последующие 10 лет планируется повысить их долю в общей годовой добыче до 15 процентов. И достигнуть такого показателя предстоит, прежде всего, за счет дальнейшей разработки Ярегского и пермокарбоновой залежи Усинского месторождений.
Что касается конкретно пермокарбона, то, по мнению специалистов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», будущее его дальнейшей разработки – за горизонтальным бурением. Эти слова можно легко подтвердить конкретными фактами недалекого прошлого. Так, первая «горизонталка» на Усе была пробурена в 2007 году, а сейчас здесь в эксплуатации находятся уже девять добывающих и нагнетательных скважин, построенных нетрадиционным способом. При таком методе ее ствол проходит внутри нефтеносного пласта на весьма продолжительном участке, что увеличивает его вскрытую эффективную нефтенасыщенную толщину и, как следствие, повышает дебит скважины.
Интеллектуальное заканчивание, в свою очередь, увеличивает этот эффект в разы.
Кстати, нагнетание пара в пласт на таких объектах сегодня проводится параллельно извлечению из него «черного золота». А это, в свою очередь, способствует снижению вязкости нефти и ее более легкому вытеснению на поверхность. Одним из перспективных вариантов разработки пермокарбоновой залежи, при котором будут введены в тепловое воздействие большие запасы углеводорода, является использование для закачки пара как можно большего количества горизонтальных скважин.
Вот так, с помощью новейших технологий, происходит освоение геокосмоса в Тимано-Печоре. А применение «умных» скважин дает возможность повысить в будущем коэффициент извлечения нефти с месторождений более, чем на 35 процентов.
Илья ГРИГОРЬЕВ
На снимках Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ: технологи первого цеха А. Черенев (слева) и Г. Арсамаков у офиса ЦПТВ; М. Потешкин (слева) и В. Назаров; так выглядит операторная «Roxar»; у пульта