ИХ ЗНАЛИ В ЛИЦО

В. Толкачев (1975 год)На днях вышел в свет двадцатитысячный номер газеты «Няръяна вындер» («Красный тундровик»). Вот уже без малого 84 года старейшее печатное издание на российском Крайнем Севере является неотъемлемой частью Ненецкого автономного округа, оставаясь для его жителей главным источником информации обо всем происходящем в регионе.

Это, в частности, особо отметил губернатор НАО Игорь Федоров, пришедший лично поздравить коллектив редакции с выпуском юбилейного номера. Действительно, вряд ли какое-нибудь мало-мальски значимое событие в жизни округа ускользнуло от «Нарьянки» (так с давних пор у нас, по-свойски, называют эту газету).

Но не только поэтому сроднились с нею земляки. На протяжении многих десятилетий газету получали, почитай, в каждом доме, а ее авторами округ был изъезжен вдоль и поперек. Корреспондентов «Красного тундровика» знали в лицо в самых дальних оленеводческих стойбищах и на рыболовецких станах.

Да и потом, когда в Заполярье пришли геологоразведчики, а вслед за ними – нефтяники, их трудовые будни, радости и заботы, проблемы и свершения нашли отражение на страницах газеты. В этих публикациях подробно представлены все важные этапы поисков, открытия и освоения месторождений углеводородов на севере Тимано-Печоры. Не случайно же ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» давно включило газету «Няръяна вындер» в число своих постоянных информационных партнеров.

…20000 номеров, несметное количество газетных страниц, плотно усеянных строчками убористого шрифта… За время существования печатного издания успело смениться несколько поколений журналистов. Но среди них непременно находились авторы, умевшие писать даже о рутинных и вроде бы скучных вещах интересно и образно.

Пожалуй, это всегда было тличительной чертой «Нарьянки»: она словно магнитом притягивала к себе людей, удачно совмещавших напряженную репортерскую работу с ярким литературным творчеством. Можно назвать десятки имен, но я хочу сегодня рассказать лишь о двух талантливых людях, с которыми посчастливилось быть знакомым.

 

А. ПичковИстинно народный поэт

Более 40 лет отдал «Нарьянке» Алексей Ильич Пичков. Не счесть, сколько за эти годы вышло из-под его пера статей, очерков и репортажей о жизни заполярных сел и деревень, о тружениках тундры. А еще – полтора десятка сборников стихов и прозаических произведений. Член Союза писателей СССР, лауреат литературной премии им. Николая Рубцова.

Его не стало семь лет назад, 16 сентября. Но имя, стихи звучат в наших краях столь же часто, как и прежде, а такое происходит только с истинно народными поэтами.

Мы не были с ним близко дружны, однако подолгу разговаривать при встречах доводилось не раз.

– Отец у меня ненец, мать – коми, а сам я – русский, потому что пишу по-русски, – говорил он о себе. А вот на каком языке Алексей Ильич думал, так и осталось для меня загадкой. Как-то признался:

– Я счастлив, что смог выразить себя словом.

А вообще, Пичков редко сбрасывал маску, точнее, маски. Их было много у него. Кому-то он представлялся этаким простаком, рубахой-парнем. Другой назовет его легкомысленным гулякой. Кто-то вспомнит вечное балагурство. Все это так – и не так.

Он был очень гордым и очень ранимым человеком. Ранимым, точно ребенок. И старался подшутить над собой прежде, чем это успевал сделать кто-нибудь со стороны. Закрывался щитом самоиронии. А за показным легкомыслием таились и мудрость, и мятущаяся, тонкая, потрясающе лиричная душа.

Полагаю, Пичкову не нравилось, когда его, желая польстить, сравнивали с некоторыми знаменитыми поэтами, иначе бы не повторял он так часто: «Хоть пою не очень громко, но зато свое пою!»

 

Летописец-романтик

Книга Виктора Толкачева «Дороги к нефти» давно зачитана мною до дыр и, вся в закладках, постоянно находится под рукой. Доброго здравия Вам, Виктор Федорович!

…Семья Толкачевых вселилась в соседний подъезд нашей деревянной двухэтажки в тот год, когда я пошел в школу. Со временем узнал, что перед этим они зимовали на острове Колгуев, где глава семейства трудился техником-радиооператором полярной метеорологической станции. А еще раньше он успел поработать заведующим Красным чумом, кочевал с оленеводами по просторам ненецкой тундры.

Уроженец Донбасса, Толкачев круто изменил сценарий своей судьбы уже в зрелом возрасте, безоглядно влюбившись в Крайний Север. Инженер завода по производству танков бросил все, чтобы познать Заполярье во всем его многообразии, поведать о своих открытиях другим людям.

Коренным северянам присуща некоторая неторопливость, словно бы они приберегают жизненную энергию на потом. А вот нового соседа я постоянно видел куда-нибудь спешащим, причем непременно с фотоаппаратом ФЭД или репортерским магнитофоном.

Готовя задел на будущее, он настойчиво и целеустремленно накапливал все новые и новые впечатления, сведения, опыт. И лишь со временем стало понятно, какие пласты разноплановой информации о нашем округе ему удалось перелопатить за несколько лет работы в «Нарьянке», на окружном радио, в геологоразведочной экспедиции.

Все это воплотилось в замечательные фильмы и книги, а их автору, журналисту и писателю Виктору Толкачеву, было присвоено звание Почетного гражданина города Нарьян-Мара.

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимках из архива автора: В. Толкачев (1975 год); А. Пичков

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх