Производственные объекты нефтяных месторождений ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» на арктическом побережье – Тобойского и Мядсейского – в скором времени будут практически полностью переведены на энергоснабжение от газопоршневых и микротурбинных установок, работающих на попутном нефтяном газе.
Во-первых, это позволит повысить уровень полезного использования такого сырья. Мало того, применение микротурбин обеспечит дополнительную экономию расходов, так как в соответствии с действующим законодательством предприятие сможет в два раза быстрее списать затраты, понесенные на приобретение оборудования, в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Во-вторых, в перспективе можно будет вообще отказаться от эксплуатации дизельных генераторов, что, в свою очередь, снизит потребность отдаленных нефтепромыслов в жидком топливе. Это тем более важно, что организация завоза ГСМ на Тобой и Мядсей – дело очень хлопотное. Для этого нужно задействовать малотоннажные танкеры (проводка судов в Хайпудырской губе осложнена мелководьем), а потом еще заниматься перекачкой дизтоплива на берег.
Добавим также, что проведение воздушных линий электропередачи в этот район – например, от берегового резервуарного парка Варандейского терминала – экономически нецелесообразно из-за сложного ландшафта местности: здесь очень много водных преград.
К настоящему времени четыре микротурбины общей мощностью в 1 МВт уже доставлены на Тобойское месторождение. Для них подготовлены свайные поля и ростверки. Блочно-модульная конструкция этих установок послужит дополнительной гарантией надежности, поскольку даст возможность вводить и выводить отдельные блоки из эксплуатации, не прерывая работу всей генерирующей станции.
Важным достоинством микротурбин является их способность работать на неподготовленном попутном нефтяном газе с переменным компонентным составом. То есть, особенности конструкции двигателей, применение специальных антикоррозийных материалов позволяют подавать газ на эти установки напрямую, без предварительной очистки.
Короче говоря, на вооружение взят принцип «включи и работай». Главным, пожалуй, преимуществом таких двигателей является наличие «воздушных» подшипников, благодаря которым достигается огромная скорость вращения вала, на котором и расположены электрогенератор, компрессор и сама турбина. Помимо всего прочего, не нужны масла и охлаждающие жидкости, высокий расход которых обычно составляет весомую часть эксплуатационных затрат.
Что же касается Мядсея, то, по словам главного энергетика ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Олега Коркина, газопоршневая установка туда также доставлена. Теперь предстоит ее смонтировать.
Михаил ВЕСЕЛОВ