Мы продолжаем изучать литературу, в которой рассказывается о становлении города Усинска. На этот раз наше внимание привлекла книга «Так нам сердце велело», в которой идет речь о Всесоюзных ударных комсомольских стройках в Коми АССР. В фонд городского краеведческого музея при культурно-выставочном центре «Вортас» это издание попало после реорганизации библиотеки НГДУ «Усинскнефть».
Выпущена книга в 1985 году Коми книжным издательством. Одна из ее глав под рубрикой «У самого Полярного круга» посвящена Усинску, а если быть точнее – буровой бригаде мастера Фандуса Исхакова. Автор повествования – Виктор Того – назвал свой рассказ «День победы». Но история эта не про один день буровой бригады, а про целую жизнь ее лидера. А также про то, как и чем жили люди в 1970-1980-е годы в еще строящемся городе. Как они работали, как, несмотря на повседневные трудности, умудрялись ставить производственные рекорды.
Для того, чтобы понять секреты мастерства бурильщиков, автор статьи в начале восьмидесятых даже примерил эту профессию на себя!
«Года два тому назад, желая поближе познакомиться с бригадой Исхакова и с самим Фандусом Аглямовичем, я полтора месяца проработал помощником бурильщика в его коллективе…
Тогда мне очень хотелось понять, почему из 18 буровых бригад, разбуривающих Усинское нефтяное месторождение, вот уже несколько лет лидирует бригада Исхакова… Ведь, в принципе, все бригады работают в идентичных условиях, на однотипных станках, используя одинаковое оборудование и инструменты, на одних и тех же растворах».
И автор находит ответ на свой вопрос – все зависит от человека. И это неудивительно, ведь в советские времена, как мы все помним, роль личности в истории была значительна.
«Главный технолог треста буровых работ В. Кушбоков заметил не без иронии:
«Есть мастера, которые заглядывают в скважину. Есть – строгие ревнители технологии, ничего более не замечающие… Для Исхакова нет вопросов главных и второстепенных. Для него – все главное: и технология, и аппетит у помбура. Половина дела зависит от личности мастера».
Наверное, и сегодня нет ничего плохого в том, чтобы руководство заботилось не только о плановых показателях, но и о своих работниках. Неравнодушие к людям. Думаю, такая жизненная позиция никогда не устаревает, оставаясь актуальной всегда.
Интересен и журналистский стиль, прежде всего, образность, с помощью которой автор рассказывает о буровой бригаде.
«Буровая – тот же корабль. Только плавание его направлено в недра земли. Свой «капитанский» ценз Исхаков заработал нелегким трудом. Он и всюду в бурении нелегок. А на Севере тем более».
В книге описывается один из случаев, произошедший в далеких 1970-х и раскрывающий характеры людей, о которых говорится в книге.
«…Теперешнего Усинска еще не было. Усинском тогда называли поселок, именуемый ныне Пармой. Состоял он из вагончиков, бараков, избушек, возведенных самостроем. Избушки отапливались печами. Бараки и вагончики получали тепло от котельной. Однажды ночью, в лютый мороз, когда температура упала ниже пятидесяти градусов, кочегар, дежуривший в котельной, напился и пьяный уснул».
Далее автор рассказывает о том, как погасла топка котла, остыла и замерзла вода в трубах, а ночью разорвало и трубы. Обитатели Пармы стали просыпаться от холода, многие запаниковали.
«… Но были люди, которые нашли в себе силы и мужество, подняли и воодушевили слабых духом. Детишек рассовали по домам с печным отоплением. Принялись за дело. Две недели все взрослое население круглосуточно авралило на ликвидацию аварии. Среди них был Исхаков…»
Такой вот пример личного неравнодушия.
Но вернемся к сложной и трудной работе мастера Исхакова. В книге, которая нас интересует своими воспоминаниями, сравнивается прошлое и настоящее. Мы вновь и вновь узнаем, как здесь жили люди раньше. Тогда, в 1970 году, только закладывалось мощное производство. Не было дорог, линий электропередач.
«Единственный путь – река, навигация на которой длится всего два-три месяца. За это время надо успеть завезти материалы и оборудование, продукты питания и ГСМ. Когда к пристани причаливали баржи, разгружали их все, начиная от руководителя до рабочего.
Площадку под первую буровую расчищали тоже все – будущие бурильщики и будущие вышкомонтажники. Все лето 1970 года ушло на монтаж буровой. Зато наступающий 1971 год встречали как никогда: 31 декабря забурились».
Согласитесь, что первооткрыватели Усинска все-таки были романтиками!
Появление новых и новых скважин, дающих советской стране такое нужное «черное золото», послужило тому, что в 1973 году было создано нефтегазодобывающее управление «Усинскнефть», которое осуществляло добычу на молодом Усинском месторождении. А к 1985 году, о котором повествует книга, здесь поменялось все, в частности, был построен город и добыта 100-миллионная тонна нефти. Была в ней и нефть, добытая из скважин, пробуренных бригадой Исхакова.
Рассказ о бригаде завершается словами:
«Празднуя 40-летие Великой Победы, бригада Исхакова – авангард рабочей гвардии Усинска – праздновала и свой день победы!»
Согласитесь, что подобные трудовые победы, как раньше, так и сейчас зависят, конечно же, от сильных и высокопрофессиональных специалистов, любящих свою работу!
Анна ТКАЧЕНКО
На снимках из архива редакции и автора: в этих книгах и журналах – история Усинска