или Школьный эксперимент по выращиванию талантов
На сегодняшний день восемь из 26 школ Ухты ориентированы на работу с одаренными и талантливыми детьми. Нельзя сказать, что треть учащихся сплошь вундеркинды, но целых 62 класса – а это 1470 ребят – обучаются ускоренными темпами по специальным, более продвинутым программам.
ДАР НУЖНО РАЗВИВАТЬ
Но так было не всегда: работа по присвоению школе статуса «С углубленным изучением отдельных предметов» активизировалась лишь в последнее десятилетие. Учебному заведению это добавляет престижа, поскольку оно не только заявляет о готовности работать выше стандартов действующей системы образования с одновременным обеспечением должного качества, но и привлекает для учебы ребят, для которых важен уровень выше среднего. Оправданы все усилия, вложенные в успех подобного начинания как преподавателями, так и учениками.
Возьмем, к примеру, городские, республиканские олимпиады, участие в которых ухтинских школьников становится все более активным (только в городской олимпиаде этого учебного года по 20 предметам приняло участие 713 школьников). А изучив опыт школ, которые готовят потенциальных победителей олимпиад, видишь, что ребята из той самой «золотой» восьмерки фигурируют в лидерах чаще других. Пусть это будет громко сказано, но, похоже, вслед за ведущими школами страны и в нашем городе учебные заведения все чаще не довольствуются позицией середнячков, а стараются готовить талантливых учеников.
С этой целью уже много лет существуют конкурсы для поступления в гимназию иностранных языков, в Ухтинский технический лицей им. Рассохина, в гуманитарно-педагогический лицей и другие. Эти учебные заведения, начиная с акцента на один-два предмета школьной программы, в то же время с полной отдачей работают и с талантливой молодежью. По-настоящему одаренных детей, как это формулирует наука, не так много. Психологи, работающие в школе, говорят и вовсе о единицах. Гораздо чаще речь идет о ребятах, имеющих способности к чему-то одному: математике, музыке, изучению языков… Выявить таких детей в начальной школе очень трудно. Ведь истинный дар распознается экспериментальным путем, на практике. Ребенок должен попробовать свои силы в спорте, разных видах искусства, в освоении точных или гуманитарных наук. А для этого нужно время.
О РОЛИ АМБИЦИЙ И УПОРСТВА
– Знаете, в ситуации, когда подросток или уже взрослый человек считает себя бесталанным, я обычно говорю, что у него просто не было возможности раскрыть свои способности и свой талант, – рассказывает психолог Гимназии иностранных языков Наталья Чупракова. – Есть смысл попробовать силы в самых разных направлениях деятельности и не останавливаться в работе над собой. Нет теста, который однозначно скажет об имеющейся одаренности. Начни решать задачи, писать грамотные тексты, учиться игре на музыкальном инструменте, заниматься каким-либо видом спорта – словом, прояви упорство…
Как пояснила Наталья Валентиновна, всевозможные тесты, проведенные в раннем возрасте, как правило, констатируют лишь наличие средних способностей. И как часто ситуация качественно меняется благодаря собственным амбициям ребят, а также созданию надлежащих условий в школе, при наличии хороших учителей и поддержке родителей.
– Могу привести пример нашей ученицы Иры Поповой, – продолжает разговор Наталья Чупракова. – Сразу после поступления в нашу гимназию она не демонстрировала сверхвыдающихся талантов. Тем не менее за счет честолюбия, волевых качеств девочка смогла развить заложенные в ней способности, раскрыть свой огромный потенциал. Как результат, в этом году она оканчивает школу с золотой медалью!
Как такое стало возможным? Отвечая на этот вопрос, Наталья Валентиновна приводит слова самой Иры о том, что ей просто нравилось учиться. Наверное, именно в этих словах и есть ключевой смысл.
– Не могу не сказать и еще об одном нашем выпускнике, Сергее Емельянове, – подытоживает Н. Чупракова. – За время учебы в школе он не только стал кавалером ордена «Молодое дарование России», но и проявил себя как отличный организатор и даже менеджер. Мы гордимся всеми и каждым из наших учеников.
КАК ОДНА СЕМЬЯ
Вместе с тем большинство одноклассников Иры и Сергея считают, что многое здесь зависит и от созданной в гимназии атмосферы. По их словам, она абсолютно домашняя.
– Мы все как одна семья. На протяжении многих лет нас убеждали в нашей уникальности, самобытности, значимости. И мы поверили в себя. Ну и плюс к этому учителя, которых еще поискать! – отмечают ребята.
Составных частей успешной работы с талантливыми детьми много. На этот счет ведутся исследования и споры, которые вряд ли прекратятся когда-либо. Важно, чтобы практика не отставала от теории, а наши школы были готовы и не боялись работать с дарованиями (такое тоже случается). Тем не менее уже теперь факты говорят о вполне определенной тенденции. Так, в этом году десятки ухтинских выпускников, еще не сдав экзамены, уже стали студентами институтов, в которые они зачислены по итогам школьных и даже вузовских олимпиад. Итоги единого госэкзамена могут только увеличить шансы поступления их в самые престижные университеты страны.
«Таланту нужно помогать, бездарность пробьется сама», – это выражение подчеркивает особую незащищенность талантливых людей в нашем непростом мире. Отчасти это так, и все же… Современные дети, которым повезло со школой и учителями, легче находят язык с окружающими, они мобильны, развиты интеллектуально. А упор школы на выявление и раскрытие их индивидуальности должен помочь им адаптироваться во взрослой жизни.
Ольга ПЕРОВА
На снимках Сергея СОКОЛОВА: Н. Чупракова с учениками; И. Попова и учительница немецкого языка Т. Игумнова