За период с 9 мая 45-го, когда СССР праздновал свою главную победу, до 2 сентября того же года погибло еще немало советских солдат. Все потому, что на Тихоокеанском театре военных действий под ударами союзных войск долго не сдавалась Япония. И только во второй день осени был подписан акт о капитуляции – тогда и закончилась Вторая мировая война.
…В одном из эшелонов, следовавших с Дальнего Востока, возвращался в родные края военный связист Мубарак Ахатов, который затем долгие годы отдал Усинску. Однако и после разгрома японцев домой Мубарак попал нескоро: несколько лет его часть стояла гарнизоном в печально известном Бухенвальде.
«ТЕРПИ, СЫНОК»
С самого детства биография Мубарака повторяет судьбы миллионов советских людей. Родился в деревне Нижнеалькашево Башкирской АССР в крестьянской семье. Когда его отца, Шайхуллу Ахатова, проводили на фронт, мать осталась одна с четырьмя детьми. Те в голодные годы один за другим ушли в мир иной, остался один Мубарак. Но и тот долго боролся со смертью, спас его случайно заехавший в деревню врач. Как только встал на ноги, парнишка уже снова помогал матери по хозяйству, пошел работать в колхоз: пахал, сеял, ухаживал за скотом.
– Терпи, сынок, терпи, – успокаивала его мама Мадина. – Все хорошо будет, нужно только трудиться на совесть.
Эти слова родного человека стали для Ахатова девизом на всю жизнь.
Старательному Мубараку председатель колхоза вскоре доверил ответственную должность табунщика. Еще бы: конь для крестьянина – первый помощник, особенно если работают все на нужды фронта. Тяжелая эта была работа. Лошади от непосильного труда падали, иногда даже на кормежку их приходилось приподнимать вожжами.
…Река Сарьяз покрыта тонким осенним ледком. Мубарак и его друг Рахимзян спускают табун с крутого берега на водопой. Самых ослабевших ведут под уздцы, подбадривают голосом, чтобы не упали. Один мерин поскальзывается, падает в стылую воду, да так, что на поверхности остается одна голова. Бьется из последних сил, но твердо встать на скользком дне не может. Пока товарищ-табунщик бегает за помощью, Мубарак по горло стоит в реке, гладит мерина по морде и уговаривает:
– Сейчас, сейчас старшие придут, вытащат тебя. А я тебе сена са-а-амого сладкого дам…
Только так трудягу и спасли.
Довелось Мубараку проучиться в деревенской школе всего три года. А дальше… На плечи его, как вы уже поняли, легли совсем другие заботы. Осенью 1944-го парень, которому едва исполнилось 17, отправляется на фронт. В родной дом он вернется только спустя семь лет.
…В ЭТОТ ЧАС РЕШИЛИ САМУРАИ
Срочные курсы военной подготовки в соседней Оренбургской области – и вот военный связист Ахатов едет в эшелоне в направлении Европы. Но там исход войны уже близок, поэтому состав на полпути разворачивают и бросают на Дальний Восток. Там войска союзников во главе с американскими, английскими и советскими войсками освобождали, как тогда говорили, «порабощенные Японией народы Азии». О той войне известно не так много, как о сражениях с гитлеровской Германией. Но стратегическая кампания советских войск против Квантунской армии имела такой размах, что достойна отдельного упоминания. За 24 дня три наших фронта вместе с соединениями Тихоокеанского флота и Амурской речной флотилией размолотили основу японских сил. Добавить к этому Хиросиму и Нагасаки, обещания американского президента Трумэна продолжить атомные бомбардировки – и все, японское верховное командование сдалось.
Но это только со страниц учебников все решилось так легко. А на деле – кровь, пот, гибель боевых товарищей. Да еще болезни: лихорадка, малярия… Неизвестно почему, но Мубарак Шайхуллинович очень мало рассказывал детям о тех событиях. Разве что о важности ратного труда связистов, ведь уже в то время от него зависела согласованность действия частей и успех общего дела. Пропало сообщение – связист под пулями ринулся его восстанавливать. Скосило его – за ним бежит, ползет и любой ценой сращивает провод следующий… Еще говорил ветеран, что чудом выжил. А что за этими словами кроется – один Бог знает, потому что самого Мубарака Шайхуллиновича уже нет в живых.
А японцы… Они бились самоотверженно – это для них было делом чести. Уже, казалось, в безвыходном положении обвязывались гранатами и бросались под танки или с видом, что сдаются, приближались к нашим и подрывались. Опаснее камикадзе на войне вряд ли что придумаешь.
МИРНЫЙ ТРУД
Словами не передашь чувства советского солдата после услышанной новости, что и этот враг повержен. Ему уже видятся родные места, отчий дом. Но у Мубарака Ахатова все было по-другому. С Дальнего Востока его часть перебросили в Германию, и до 1951 года она располагалась сначала в Лейпциге, а потом в Бухенвальде. Это была настоящая фабрика смерти: там погибли десятки тысяч пленных. А тогда, в 1946-м, советский солдат увидел груды человеческих костей, камеры крематория с кучами пепла, орудия пыток… Вряд ли и здесь можно передать словами, что пережил наш герой. Немудрено, что о тех впечатлениях он не хотел особо распространяться.
Однако когда-нибудь все это должно было закончиться. Вот и Мубарак, как на крыльях, прилетел в родную Башкирию. Живым с фронта вернулся и его отец.
Засучив рукава, наш герой взялся за работу. Освоил профессию электромонтера, потом – вышкомонтажника. В начале 70-х, уже с женой и тремя детьми, переехал в Усинск. С тех пор имя бригадира вышкомонтажников Мубарака Ахатова гремит на весь Союз. Одно за другим внедряются его рационализаторские предложения по усовершенствованию методов установки буровых вышек. Награды следуют за наградами. А самую важную – диплом лауреата Государственной премии СССР – ему вручили в 1983 году в Кремле. Такого успеха, кроме него, не добивался ни один усинец.
…Интересно, что в рабочем поселке Усинск семья Мубаракова поселилась на улице Мира. Несмотря на пройденную войну, именно человеком мира он оставался всю свою жизнь. А еще – бесконечно преданным крестьянскому труду. Даже в поселке нефтяников, на вечной мерзлоте, он держал небольшое хозяйство и пару лошадок.
Такими были и остаются они – советские солдаты 40-х.
Дмитрий ЛАТКИН
Фото из архива Музея боевой и трудовой славы при усинском ЦДОД
P.S. Автор благодарит заведующую Музеем боевой и трудовой славы при усинском ЦДОД Евгению Холопову и членов городского клуба «Поиск» за помощь в подготовке публикации.