– Теть Жень, я такой голодный! – выпалил сын подруги, едва переступил порог моей квартиры, придя из школы. – Есть суп?
– Ты чего так проголодался? В школе обедом не кормили? – шучу я с семиклассником, наливая ему полную тарелку первого.
– Ага, не кормили, – совершенно не шутливо отвечает тот и окончательно добивает меня фактом: – Мы уже почти две недели без обеда.
Как впоследствии выяснилось, сложности с организацией дневной трапезы есть не только в усинской школе № 3, где учится этот парнишка, но и в 5-й. Старшеклассники вместо горячего обеда имеют лишь перекус в виде бутерброда, принесенного из дому. Проводить лекцию о вреде такого питания и для фигуры подростка, и для его желудка в рамках этой публикации ни к чему, поэтому мы решили поискать корни возникшей проблемы.
Оказалось, что в названных учебных заведениях массово уволились повара. И вопреки слухам, успевшим расползтись по городу, причиной тому стал не мифический конфликт с руководством, а простое человеческое желание получать зарплату, соразмерную своему труду.
– Как бы мы ни старались, какие бы доплаты поварам ни производили, все равно их зарплата не превышает 10-12 тысяч рублей в месяц, – с горечью в голосе комментирует сложившуюся ситуацию руководитель управления образования МО ГО «Усинск» Ольга Подгорная. – Получать такой скудный доход, согласитесь, мало кто захочет.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В свое время разразившийся экономический кризис оставил многих поваров без работы. Поэтому предложенные места в школах города стали для них тем самым раком на безрыбье. Однако вскоре кризисные страсти улеглись, появились новые предприятия, которые обещали гораздо более высокие заработки, чем в учебных заведениях. В результате, вернувшись после летних отпусков, немало поваров написали заявления об уходе.
– А чем мы могли бы их удержать? – разводит руками Ольга Андреевна. – Их желание зарабатывать больше понятно. Равно как и понятно, почему каждый из 12 поваров, стоявших на учете в Центре занятости, прекращал разговор с директорами школ, когда узнавал размер жалования за большой объем работы. Теперь мы решили «приманивать» новых сотрудников столовых предоставлением служебного жилья и мест в детских садах.
Однако чтобы избежать подобных кадровых кризисов в дальнейшем, в скором времени в усинском техникуме снова будут обучать ребят поварскому делу. Некоторое время назад от подобных групп отказались, и, как оказалось, зря.
Есть и другой путь своеобразной профилактики подобных ситуаций – перенять опыт работы учебных заведений в других городах Коми. Там весь процесс школьного питания (от закупки и доставки продуктов до набора персонала и оплаты его труда) передан в руки частных компаний. Руководства школ теперь не отрываются от учебного процесса на решение этих вопросов. Однако, как подчеркнула руководитель управления образования, это существенно увеличило стоимость школьных обедов. Например, в Сыктывкаре она увеличилась на 75 процентов, в Воркуте – на 50. В Усинске, зная покупательную способность горожан, эта наценка может составить и все 100 процентов. А учитывая новые требования СанПиНа кормить школьников на 110 рублей в день, и предположить сложно, во сколько может обходиться такой обед ученика.
В общем, пока идет поиск наиболее верного и выгодного решения, радует одно: в СОШ № 3 наконец-то укомплектован штат столовой. Так что есть надежда, что желудки старшеклассников не будут мешать своим голодным урчанием учебному процессу.
Евгения ЛЯСКОВСКАЯ