День полярника – это событие, когда отмечаются труд и заслуги людей, работающих в условиях сурового климата. О том, как трудовая вахта проходит за полярным кругом, «СВ» рассказал заместитель начальника самого северного подразделения ЛУКОЙЛ-Коми – комплексного цеха по добыче нефти и газа № 4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» – Роман Мотрук.
Советы бывалого
Цех эксплуатирует Торавейское, Перевозное, Тобойское, Мядсейское и Варандейское месторождения. Самым крайним северным объектом этого цеха является куст скважин № 11 на Варандейском промысле, расположенный примерно в километре от береговой линии Баренцева моря.
Судя по данным «Википедии», по прямой до полярного круга расстояние от Варандея составляет 250 км. По зимнику – а другого пути по суше туда нет – порядка 400 км от Харьяги.
Важной особенностью цеха является строгое соблюдение норм промышленной безопасности, выбор высокотехнологичного оборудования и надежное снабжение работников необходимыми средствами защиты.
Сами полярники являются мужественными, терпеливыми и упорными. Это сильные люди, которые уважают силу природы и знают, как защитить себя в сложных ситуациях. Технологии и условия работы, которые используются на полярном уровне, могут показаться удивительными тем, кто не знаком с трудом на северных месторождениях.
Как выжить в таких условиях? Наш собеседник поделился некоторыми советами.
На первом месте – управление энергией: сохранение тепла является не только необходимым условием выживания, но и поддерживает оптимум работоспособности организма. Поэтому зимняя спецодежда нефтяников способна защитить их в любую непогоду, выдаются даже маски с прорезями для глаз.
– Как бы это странно ни звучало, но сильные морозы нас не допекают. В цехах, что находятся южнее нас, они бывают гораздо сильнее. Мы все-таки базируемся на морском побережье, и свое влияние оказывает гуляющий по северным морям Гольфстрим. В свою очередь, близость к морю – это сильные ветра, метели, непроглядные туманы, – рассказывает Роман Мотрук. – У нас разработаны правила поведения в тундре. Так, например, при плохой погоде по одному никто не передвигается, и преимущественно – только на технике. Даже если кажется, что пешком было бы быстрее. Если ничего не видно – стой и жди, пока что-то не разглядишь.
По словам Романа Валерьевича, эти правила придуманы не на пустом месте. Были случаи, еще в 80–90-х годах, когда люди просто пропадали в метель.
По зимникам передвигаются на вахтовках, каждая такая дорога помечена вешками со светоотражающим покрытием.
– Если техника застревает в переметах, либо откапываемся своими силами, либо ждем спецтехнику. Организовываем спасательную операцию, – делится замначальника цеха.
Да, для автомобилистов в средней полосе такая ситуация – целое опасное приключение, а для тех, чья трудовая вахта проходит в Заполярье, – обыденное дело.
Можно подумать, что в непогоду жизнь на северных промыслах останавливается: туда не ходи, сюда не ходи, жди затишья. Но нет!
– У нас же непрерывное производство, но сегодня большинство процессов автоматизировано, а люди контролируют их, – отмечает Роман Мотрук. – Да, есть моменты, когда работу необходимо приостанавливать. Взять, к примеру, крановую технику. И, конечно, в такие дни не планируем серьезных мероприятий.
Море, море…
Близость к морю была бы большим преимуществом, будь это море южнее. В данном же случае вода в нем даже в самые жаркие дни не прогревается до состояния, чтобы рискнуть искупаться. Конечно, те, кто и зимой не страшится в проруби поплавать, они и на севере моржи, их прохладой не напугаешь, но наш собеседник за все годы так ни разу и не окунулся в баренцевы воды. Но, говорит, что в местных озерцах плавать пробовал – конечно, после рабочей смены.
А вообще, летом здесь температура воздуха может прогреться и до 30 градусов, но при этом человеку очень тяжело. Слишком климат отличается от юга.
– Для меня и, как заметил, моих коллег самая комфортная погода – плюс 15 градусов и легкий ветерок, – делится предпочтениями собеседник. – Не холодно и не жарко, и мошкара не кусает!
Опасные встречи
Согласитесь, когда слышим слово «полярник», то возникает параллель с путешествиями, сосульками на усах, огромными вещмешками за плечами, борьбой со стихией и экстремальными встречами с белыми медведями. Песцы (их еще называют полярными лисицами) и зайцы – постоянные гости четвертого цеха. По словам нашего собеседника, пару лет назад на территории установки подготовки нефти с весны до осени обитали зайчиха с двумя детенышами, которых работники периодически подкармливали. А потом пропали: либо зайчата подросли и по тундре разбежались, либо, возможно, и песцы ими полакомились.
Случается, что и медведи в цех забредают. Эти встречи гораздо опаснее. Лет десять назад краснокнижное животное стало околачиваться рядом с нефтяниками. А после того как медведь попытался напасть на человека, пришлось обращаться в природоохранное ведомство. Прилетел на вертолете специалист с ружьем со снотворным, мишку усыпили и отправили тем же транспортом в гамаке на остров Долгий, что в 40 км от территории цеха. А через двое суток опять пришел. Пришлось снова к специалистам обращаться. Второй раз мишку забросили на остров Вайгач, километров за двести.
– А первый раз я здесь медведя видел в 2006 году. Он пришел на территорию рабочего поселка Варандея, тоже везде все облазил, но сам ушел, – вспоминает Роман Мотрук. – В общем, не мешает всем нам иметь глаза на затылке, так как постоянно нужно следить, что происходит вокруг тебя. Еще одно правило поведения в тундре – быть всегда начеку.
Какова красота
Как говорится, не работой единой! Наши нефтяники трудятся на Севере не только из-за хорошей зарплаты. Они уже прикипели всей душой к бескрайним просторам заснеженной тундры, к багряным закатам, которыми не устают любоваться. А еще они чаще других могут наслаждаться северным сиянием.
– Прошлой осенью нам с ребятами посчастливилось наблюдать очень яркое полярное сияние. Готовы были стоять не один час, задрав головы к небу! – вспоминает свой восторг от явления Роман Валерьевич.
21 мая, как раз в День полярника, Роман Мотрук со своей командой отправляется на отдыхающую вахту. Пожелаем им большой удачи на их нелегком трудовом пути!
Светлана БЫКОВСКАЯ