(Продолжение. Начало в №49 от 14 декабря 2012 года)
Между прочим, первой своей поездкой в Усинск автор обязан, как ни странно это звучит…атомным взрывам. Дело в том, что в конце 1989 года интинская городская газета «Искра» опубликовала большую мою статью «Люди и бомбы» об испытаниях ядерного оружия на архипелаге Новая Земля. К тому моменту на Северном полигоне (условное наименование – «Объект-700») было проведено уже 129 ядерных испытаний в военных целях. В том числе была взорвана и самая мощная в истории человечества водородная «Царь-бомба», она же АН602, она же «Кузькина мать». Та самая, которую Никита Хрущев, стуча в ООН ботинком по столу, обещал показать капиталистическому Западу. Ну, и показал. Ее грозный рык (50 с лишним мегатонн в тротиловом эквиваленте, что в 3000 раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму!) разнесся по планете 30 октября 1961 года, заставив мир содрогнуться…
Антиядерный митинг
Статью, призывавшую к мораторию на проведение военными испытаний ядерных взрывных устройств, перепечатали сразу несколько газет, включая «Усинскую новь». Судя по всему, публикация не прошла незамеченной, так как вскоре мне позвонили из Усинска и предложили выступить на митинге, который через день должен был пройти на центральной площади приполярного города. Я и поехал. Выступил. Молодой совсем был, горячий. Кстати, что любопытно, тот антиядерный митинг был организован усинскими комсомольцами, которые проявили инициативу без оглядки на партийные органы.
Вот так познакомился и с Усинском, и с незабвенным, замечательным, мудрым человеком – Феликсом Абрамовичем Гельманом, работавшим в «Усинской нови». Это он десятилетием позже возглавит службу по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
А моя статья была лишь одной из многих, по советским СМИ в то время прокатилась волна публикаций на эту тему, и за безъядерный Север ратовали миллионы людей. Их голоса возымели действие: после 24 октября 1990 года на территории нашей страны ядерные взрывы не производятся – ни в целях совершенствования вооружений, ни в каких иных.
Всего же с 1949 по 1990 годы в СССР совершено 715 ядерных испытаний и взрывов, а общее количество взорванных зарядов составило 969 единиц. Как уже упоминалось мною ранее, 124 взрыва было произведено в мирных целях, для чего использовали 135 промышленных ядерных устройств.
Зондирование недр
Эти промышленные взрывы имели различное предназначение, исполнялись по заказам многих министерств и ведомств. Например, они применялись при изучении глубинных горизонтов земной коры для уточнения ее строения и выявления перспективных структур, в которых стоит проводить поиски месторождений полезных ископаемых (прежде всего – нефти и газа).
Реализация обширной программы сейсмического зондирования недр включала наблюдения по целому ряду профилей так называемых геотраверсов. Действуя обычным порядком, пришлось бы отправлять в тайгу и тундру экспедицию за экспедицией, закладывать и взрывать множество стандартных небольших зарядов для получения весьма приблизительных данных.
А при подземном ядерном взрыве приход глубоких волн фиксировался приборами, установленными даже за тысячу километров, что позволяло в сто раз (!) сократить объем исследований.
В рамках этой комплексной программы Министерства геологии и Академии наук СССР в период с 1971 по 1988 год было проведено 39 подземных ядерных взрывов на 14 профилях суммарной протяженностью 70 тысяч километров.
В частности, было проведено глубинное сейсмозондирование земной коры по профилю Воркута – Кинешма для выявления запасов нефти в Вологодской и Костромской областях. При этом взрыв под кодовым названием «Глобус-1» в Ивановской области повлек 19 сентября 1971 года выброс радионуклидов и вредных веществ – на 18-й минуте после начала операции в одном метре от зарядной шахты возник газо-водяной фонтан с выбросом песка. Причиной аварии явилось некачественное цементирование скважины…
Рядом с нами
Все четыре из промышленных ядерных взрывов, произведенных на территории Республики Коми, также относятся к вышеупомянутой программе сейсмозондирования. Операции прошли в штатном режиме, при строгом соблюдении технологического процесса.
Перечислю их в хронологическом порядке.
Операция «Глобус-4» была проведена 2 июля 1971 года в 20 км юго-западнее Воркуты, у станции Хановей. Взорван заряд мощностью 2,3 килотонны.
Такой же была мощность заряда, взорванного под землей в ходе операции «Глобус-3» в 20 км восточнее станции Лемью 10 июля 1971 года.
Следующий взрыв, «Горизонт» (о нем почему-то очень мало информации в доступных источниках), будет осуществлен через три года опять же в окрестностях Воркуты, неподалеку от станции Сейда. Мощность ядерного заряда составила уже 7,6 килотонны.
Еще мощнее был взрыв 11 августа 1984 года в 80 км к западу от города Печоры, на границе с Ижемским районом. При проведении этой операции «Кварц-2» на глубине 760 метров было взорвано устройство мощностью 8,5 килотонны в тротиловом эквиваленте.
Это были взрывы так называемого камуфлетного типа, то есть без образования воронки разрушения на поверхности земли. Однако в регионе была проведена и серия из трех взрывов, приведшая к образованию озера на территории Чердынского района Пермского края, что всего в десятке километров от границы с Троицко-Печорским районом Республики Коми.
Об этом атомном озере, а также об использовании ядерных взрывов для интенсификации добычи нефти в СССР речь пойдет в заключительной части статьи.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке из архива автора: взрыв АН602 над Северным испытательным полигоном «Новая Земля»