Как известно, поступающее из скважин сырье – это еще не та нефть, которую называют «черным золотом». Это скорее такое смузи из разных ингредиентов, в том числе воды, солей, газов. Чтобы наша нефть стала полноценным товаром на рынке, ее еще необходимо довести до нужной кондиции, чем и занимаются, собственно, установки подготовки нефти (УПН). На одном из таких объектов побывали журналисты «СВ».
Когда только собирались в командировку в КЦДНГ № 4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», начальник цеха Алексей Ионин рекомендовал в первую очередь посетить УПН «Возей», тем более что установка находится по пути следования.
– Там у нас есть замечательный начальник УПН Иванов Николай Яковлевич, с него и начните! – посоветовал Ионин.
Приятное знакомство
А мы что? Мы всегда «за». Ранехонько отправились в дорогу. Примерно через час автомобиль остановился возле стелы, ознаменовавшей, что прибыли в назначенное место. Традиционно преградой на пути встал пост охраны.
Уверены, чужой здесь точно не пройдет. Нам дали зеленый свет только после того, как на пост охраны лично подошел начальник УПН, и это несмотря на наличие разрешительных документов. Правда, здесь с нами случился небольшой казус.
Еще с дороги отметили, что производственный объект довольно серьезный, словно целый завод в поле разместился. Соответственно, и руководить таким производством должен человек с большим опытом за плечами… Так думали мы, ожидая встречи с начальником УПН. И уж совсем не ожидали, что пришедший на пост охраны молодой человек – он и есть.
– Здравствуйте, а мы вас уже заждались, – сказал он. – Я начальник УПН «Возей» Иванов Николай Яковлевич.
– Кто? Вы? Такой молодой! – не сдержалась я. А он в ответ скромно пожал плечами, мол, так получилось.
В состоянии удивления ступила на территорию УПН. И практически сразу к нам подошел еще один молодой мужчина.
– Знакомьтесь, мастер дожимной насосной станции (ДНС) Владимир Виноградов, – представил его начальник УПН.
– Ну что, показывайте, чем вы здесь промышляете, живете, – взяла я быка за рога.
И рассказали, и показали, и свежим кофе напоили…
Идеальный объект
Надо сказать, из ребят получился неплохой тандем. Обоим сейчас по 28 лет, оба являются участниками программы молодых специалистов, разработанной в ЛУКОЙЛ-Коми. Ее цель – создать особые условия для скорейшей адаптации новичков на предприятии, предоставить им возможности для профессионального роста и максимальной реализации творческого потенциала. Благодаря этой программе молодые люди, придя на предприятие, смогли попробовать себя в различных профессиях, поработали и операторами обезвоживающей и обессоливающей установки, машинистами технологических насосов, операторами пульта управления в добыче нефти и газа, машинистами насосной станции по закачке рабочего агента в пласт… Этот опыт им в дальнейшем очень пригодился.
Кстати, УПН «Возей» – это не только установка подготовки нефти. Здесь же, на ее территории, располагается дожимная насосная станция с предварительным сбросом воды, здесь же установлена насосная внешней перекачки. Возраст объектов – почти два десятка лет.
На узле дополнительных работ (УДР) нефтесодержащая жидкость поступает в нефтегазовый сепаратор, здесь происходит отделение газовой фракции. Газ направляется в сепаратор, а остальная жидкость идет на холодный отстойник, где происходит отстой. Вода сбрасывается на пластовый РВС, а нефть – в буферную емкость, откуда через нефтяные насосы, через оперативный узел уходит на УПН. Здесь нефть обезвоживается и обессоливается до товарных кондиций, а затем перекачивается на терминал «Уса» в объеме 3 700 тонн в сутки.
– Нефть к нам поступает до пяти процентов обводненностью, здесь мы подготавливаем ее до первой группы качества, то есть на терминал отправляем уже с показателями не выше 0,1 процента обводненности и не более 100 миллиграммов солей на кубометр, в среднем – 40-50 миллиграммов. Объект очень хороший, несмотря на то, что введен в строй еще в 2003 году, – говорит Николай Иванов. – Можно работать и работать.
«Око вездесущее»
Пока начальник УПН рассказывал о производстве, дошли до административного блока, где располагается командный пункт – операторная, откуда можно удаленно руководить всем процессом.
Коллектив здесь трудится небольшой. На смене старший оператор, один машинист насосной станции и два оператора обезвоживающих и обессоливающих установок, слесарь по ремонту технологических установок постоянно на объекте, мастер, технолог и начальник установки.
Технолог УПН «Возей» бригады по подготовке, стабилизации и транспортировке нефти Юлия Гатауллина внимательно следит за показаниями на мониторах компьютера. Говорит, что в течение дня она в операторной находится практически одна. Конечно, заходят операторы, машинист, заполняют журналы, передают необходимую информацию и снова идут в обход по территории.
– Нефть к нам поступает из разных «краников» – источников, соответственно, что и состав НСЖ совершенно различный. В зависимости от показаний на мониторе оперативно принимаем решение, нужно ли добавлять химию или подачу воды на обессоливание, или эту порцию следует отстоять в РВС, – отмечает технолог. Ее поддерживает Владимир Виноградов, мол, не только поступление НСЖ можно контролировать, но и работу всего насосного оборудования: давление на входе, на выходе, сколько килограммов на данный момент на каждом насосе, температуру оборудования, вибрации. Есть возможность регулировки оборудования нажатием определенной комбинации клавиш на компьютере, но личный обход тоже немаловажен.
Работать по-семейному
Во время короткого перерыва на чай Юлия Гатауллина рассказала, что работает в ЛУКОЙЛ-Коми с 2006 года. Начинала она лаборантом химического анализа, потом получила высшее образование по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Несколько лет отработала на Харьягинском месторождении оператором пульта управления, а после рождения двоих сыновей удалось устроиться на УПН – поближе к дому и семье.
– Мне в работе технолога пригодилось мое первое образование лаборанта, эти знания помогают принимать оперативные решения, когда и куда необходимо добавить дополнительные реагенты, что надо делать для каждой порции поступающей к нам нефти, – отмечает Юлия.
О переходе на УПН наша собеседница ни разу не пожалела. Призналась, что коллектив молодой, активный. А начальник, несмотря на свой молодой возраст, заслуживает называться по отчеству, так как компетентен во всем, что происходит на подчиненной ему территории, и может дать дельный совет даже более опытным товарищам. Но что более важно, относятся люди друг к другу здесь тепло, живут, как одна большая семья.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Юлия Гатауллина, технолог УПН «Возей» бригады по подготовке, стабилизации и транспортировке нефти:
Нефть к нам поступает из разных «краников» – источников, соответственно, что и состав НСЖ совершенно различный. В зависимости от показаний на мониторе оперативно принимаем решение, нужно ли добавлять химию или подачу воды на обессоливание, или эту порцию следует отстоять в РВС
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
3 700 тонн нефти в сутки перекачивает УПН «Возей» на терминал «Уса»
[/bubble]
Светлана БЫКОВСКАЯ
На снимках Александра ГРЫЗЛОВА: Владимир Виноградов производит обход (1 стр.); Николай Иванов на рабочем месте; Юлия Гатауллина; производственные объекты