Нефтяники НШПП «Яреганефть» – передовой отряд ЛУКОЙЛа, с работой которого связываются настоящие и будущие успехи Компании. Сегодня коллектив насчитывает более 1 750 человек. И среди них немало представительниц прекрасной половины человечества.
Работники управленческого аппарата, машинисты подъемной машины, насосных установок, кранов, ламповщики, стволовые, мотористы вентиляционных установок, операторы технологических установок, пультов управления – у каждой из работающих здесь женщин своя, особая миссия. И одновременно общая на всех – трудом и умом двигать вперед родное предприятие.
Вира! Майна!
Наталье Барановой со своего рабочего места видны ярегские просторы. Вот уже девятый год она трудится машинистом крана участка деревообработки. Изначально профессию выбрала по принципу «так получилось».
В свое время получила образование резчика по дереву. В начале 2000-х годов, когда с работой было трудно, ей предложили отучиться на крановщика. В 2002-м получила «корочки», несколько лет трудилась на башенном кране, а в 2011-м пришла на шахту, освоив козловый кран, приписанный к участку деревообработки.
Говорит, работы у машинистов – достаточно. За смену они переносят из пункта А в пункт В десятки тонн различных материалов: лес, отходы лесопиления, готовый шпальник, контейнеры с материалами для спуска в шахту…
С земли, по рации, крановщик слышит команды – «майна» и «вира», что означает «вниз» и «вверх». Трудится он всегда в паре со стропальщиком, который отвечает за крепеж грузов.
– Чтобы лучше понять нашу работу, можно провести небольшой тест. Вытяните руку (пусть она будет стрелой крана). Подвесьте к ладони какой-нибудь груз, а затем медленно двигайте рукой – вперед, назад, вправо, влево…. Попробуйте совершать повороты так, чтобы груз при этом не раскачался. Не все так просто, – говорит собеседница. – Нужно учитывать вес груза, его габариты, центробежную силу, направление ветра, скорость движения…
Подземный штурман
В «Яреганефти» единственной женщиной, имеющей допуск в шахту, является Людмила Лисицына, которая сегодня возглавляет маркшейдерскую службу по сопровождению горных работ на нефтешахтах.
Отец Людмилы шахтер, мама – бухгалтер. После школы девушка планировала поступить на строительный факультет Санкт-Петербургского государственного горного университета и освоить специальность горного инженера-строителя, но мест не хватило.
– Предложили отучиться на маркшейдера, хотя я понятия не имела, что это такое. Объяснили в двух словах. Подумала, что это интересно, и, как оказалось в дальнейшем, не ошиблась, – вспоминает она.
После учебы вернулась в Коми, на свою малую родину. Устроилась в «Яреганефть» маркшейдером на поверхности.
– С академической скамьи и сразу в шахту – не рискнула. Сначала решила набраться опыта на поверхности, – говорит Людмила Лисицына. – После восьми лет, отработанных на земле, мне предложили пойти во вторую шахту. Я, не раздумывая, согласилась, работаю уже три с половиной года.
– Сегодня у меня в подчинении пять маркшейдеров, пять горнорабочих, два поверхностных маркшейдера и техник-картограф. Причем маркшейдеры шахт и горнорабочие у нас трудятся не в одной точке, а распределены по шахтам. Моя задача организовывать строительство подземных и наземных сооружений, контролировать все эти процессы. Конечно, работа сложная и ответственная, – признается Людмила. – От нашей службы зависят не только производственные показатели предприятия, но и безопасность людей, ведущих работы под землей.
Станет семейным
Машинист подъемной машины Участка стационарных установок и подземного электромеханического хозяйства шахты № 1 Наталья Метелькова в свое время круто поменяла жизнь, сменив офисную работу на рабочую специальность. Причем, чтобы устроиться на шахту, ей пришлось освоить две новые профессии.
Говорит, что когда-то трудилась бухгалтером в поликлинике. Бюджетное учреждение, скромные зарплаты, день проводила, зарывшись с головой в бумаги. Услышала, что идет набор на курсы машинистов, и рискнула.
Три месяца учебы, месяц практики, успешная сдача экзаменов. Но даже это не гарантировало трудоустройство. Многим работа на шахте казалась заманчивой. Через год Наталья предприняла еще одну попытку и получила на руки удостоверение моториста вентиляционных установок. А тут и вакансия появилась.
Вот уже восемь лет Наталья управляет машиной, которая спускает людей в шахту, поднимает их из глубин земли. Вверх-вниз, под присмотром машиниста, катаются различные грузы.
Движение клети начинается по сигналу стволовых, с которыми машинисты находятся в постоянном взаимодействии. За процессом машинист следит через монитор, куда информация поступает с видеокамер, установленных в местах спуска и подъема. В кабинете расположено множество самых разных датчиков и рычагов управления.
– Внимательность и сосредоточенность – главные помощники в нашей работе, – говорит Наталья Метелькова.
У нее двое детей. Старшая дочь пошла по стопам мамы. Наталья призналась, что буквально в день нашего разговора ее приняли на курсы машинистов. А это значит, что славная история шахтерских династий продолжается.
Светлана БЫКОВСКАЯ