Вот, новый поворот, и мотор ревет, что он нам несет… Так поет Андрей Макаревич в своем нетленном хите о превратностях судьбы. Куда повернет путь жизненный, мы предугадать не в силах, а вот с дорогами земными разберемся легко. Опытные водители знают, что осень и зима – это время повышенной опасности на дороге, где подстерегают гололед, метель и, зачастую, «каша» из снега. «День жестянщика» всегда приходит неожиданно, поэтому редакция «СВ» собрала несколько советов от бывалых.
Совет № 1. Переобувайтесь
Главная ошибка при смене шин – ориентироваться на первый снег или гололед. Лучше посмотрите на градусник – если он показывает температуру от +7 °C и ниже, это свидетельствует о необходимости переобуть свою машину.
Кстати, в условиях северного климата всесезонные шины работают слабо.
Совет № 2. Болтун – находка для «врага»
На зимней дороге нельзя расслабляться. Водителю нужно избегать прослушивания громкой музыки или разговоров с пассажирами. Кроме того, за руль нужно держаться обеими руками, иначе шансы справиться с заносом становятся заметно ниже.
Совет № 3. Северный дрифт
Большинство автомобилистов лишь в общих чертах представляют, как справиться с заносом машины на обледеневшей трассе. Поэтому с наступлением зимы рекомендуется съездить на ближайший полигон и подрифтовать, почувствовать, как ведет себя автомобиль.
Совет № 4. Держи дистанцию
Стоит запомнить, что дистанция между автомобилями в гололед должна быть в несколько раз больше, чем в летнюю пору. Расстояние между машинами на дороге следует высчитывать по формуле: скорость умножается на два и получается правильная дистанция в метрах, то есть для 100 км/ч хорошая дистанция – 200 метров.
Совет № 5. Тормози помаленьку
Зимняя резина не гарантирует водителю максимальную безопасность на дороге. Бывает так, что поверх льда лежит «каша» из снега. Именно она не позволяет шипам впиваться в твердый лед для эффективного торможения.
В автомобилях, не оснащенных системой АВS, нельзя вдавливать педаль тормоза в пол, а стоит прерывисто нажимать на нее 4-5 раз с перерывом. Это позволит избежать увеличения тормозного пути. В авто с АВS, напротив, нужно выжать педаль тормоза до упора.
Совет № 6. Тише едешь…
На скользком покрытии набирать скорость нужно плавно, избегая лишних усилий на педали газа. Также важно ее учитывать при прохождении крутых поворотов, ведь если под колесами окажется лед, погасить инерцию будет не так просто, можно запросто оказаться на «встречке» или вовсе вылететь с дороги.
Совет № 7. Место встречи
Дороги перед светофором, перекрестком, пешеходным переходом, а также у остановок общественного транспорта почти всегда скользкие из-за того, что там постоянно тормозят машины, ходят люди. Поэтому, подъезжая к этим участкам, сбрасывайте скорость заблаговременно.
Совет № 8. По проторенной дорожке
Некоторые дороги совершенно не чистятся зимой, водителям приходится ехать по колее. В таком случае стоит быть готовым к небольшим заносам, но нельзя держать руки в напряжении, наоборот, надо дать машине небольшую свободу, но при этом не расслабляться полностью. Если во время езды по такой дороге начинает заносить заднюю часть машины с передним приводом, то нужно немного прибавить газу, а если заносит переднюю часть в машине с задним приводом – следует немного притормозить.
Совет № 9. Выключи инстинкты
Как показывает опыт, самое сложное – это справиться с машиной, над которой потерян контроль. В таких случаях не стоит делать очевидные действия, например, если машину начало крутить, то стоит выставить колеса прямо, так машина быстро потеряет скорость и остановится.
Если же автомобиль сносит вправо, не стоит выкручивать руль в противоположную сторону, наоборот, надо направить его в сторону заноса. В том случае, если вы разворачиваете автомобиль на скользкой дороге, то его начинает вести прямо. Немного поверните руль в ту сторону, куда заносит автомобиль, и слегка нажмите на педаль тормоза.
Александр КОТОВ