В 18-м веке Петр Великий подписал первый в стране государственный акт о введении государственной должности актуариуса, которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…».
Более пятнадцати лет в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» успешно работает заводской архив. На заводе перемечена не только техническая документация, но и важные исторические события, интересные проекты. Его хранительница, архивариус Лариса Рахова ежедневно создает и бережно охраняет историю родного предприятия.
– В процессе формирования архивной документации мне не раз приходилось совершать исторические открытия из жизни нашего завода, – делится воспоминаниями архивариус. – Однажды, листая тетрадь регистрации работ проектно-конструкторского отдела 1954 года, наткнулась на проект под названием «Зажигалка» и удивилась, что это могло быть. Ситуацию с удовольствием прояснил Д. М. Махиня. Оказывается, с целью противопожарной безопасности заводчанам запретили пользоваться спичками на территории завода. Для этого в специально отведенных местах для курения были размещены стационарные настенные устройства, названные зажигалками. Это изобретение наших проектировщиков. Заводской проектно-конструкторский отдел, помимо основной работы, разрабатывал и уникальные, на мой взгляд, проекты. Начиная с детских площадок с качелями, велосипедных стоянок, автобусных павильонов, витрин для заводских стенгазет …и заканчивая производственными и бытовыми помещениями. Например, четырехэтажное здание, в котором находится приемная главного инженера, проектировала конструктор С. Мухина. В 70-х годах в нем размещались парикмахерская, обувная мастерская, сберкасса. Кстати, заводская столовая первоначально проектировалась как кулинарный магазин.
Лариса Рахова утверждает, что с большим интересом перечитывает старые документы, каждый раз открывая в них что-то новое. Рукописные и машинописные приказы, документы по личному составу, чертежи. А также заводские грамоты и дипломы советского времени, по которым можно судить, какую активную трудовую деятельность вели заводчане, участвовали в культмассовой и спортивной жизни предприятия.
– Перелистывая документы 30–50-летней давности, обращаю внимание на то, с каким усердием и скрупулезностью велось оформление документов на заводе. Нам сегодня этого явно не хватает, – рассказывает Лариса Рахова. – Я всегда объясняю нашим работникам, ответственным за делопроизводство, что они должны сдать документы в архив так, чтобы через 50, 100 и даже 500 лет любой мог с ними разобраться и работать. Архив – это не склад макулатуры, а живой организм нашего предприятия, в формировании которого принимают участие все работники.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Я всегда объясняю нашим работникам, ответственным за делопроизводство, что они должны сдать документы в архив так, чтобы через 50, 100 и даже 500 лет любой мог с ними разобраться и работать. Архив – это не склад макулатуры, а живой организм нашего предприятия, в формировании которого принимают участие все работники
[/bubble]