Маленькая куколка в ситцевом цветастом платьице лежит передо мной, раскинув тряпичные руки, будто желая обнять друга, которого много лет не видела. А я, как завороженная, смотрю на это рукотворное чудо и сама себе удивляюсь. Ведь и в куклы давно не играю, и дочки-матери уже не понарошку, а что-то все равно привлекает в этой девице с длинной русой косой, сплетенной из старинных грубых нитей…
– Мне кажется, она на меня похожа, – протяжно произношу я, разглядывая подарок.
– Поэтому я и не рисую лица своим мулькам, – улыбается автор куклы Наталья Хлюстикова. – Нужно, чтобы тот, для кого я ее сделала, домыслил образ, принял участие в его сотворении.
С ПОМОЩЬЮ «ПРОТЕЗА МОЗГА»
С этой удивительной женщиной я впервые встретилась на юбилее центра национальных культур. Перед праздничным концертом в фойе усинского ДК проходила выставка народного творчества. Один столик привлек мое внимание тем, что был буквально облеплен любопытными. К их числу вскоре примкнула и я. Наталья Владимировна, облаченная в нарядный национальный костюм, ловко разрывала полотна яркого ситца на небольшие лоскутки, складывала их, связывала нитками… И каким-то непостижимым образом в ее ладонях оказывалась крохотная куколка в многослойном сарафане, которую она дарила завороженным наблюдателям, и тут же начинала мастерить новую.
– Видно, что Вы руку уже набили на таких тряпичных девицах, – восхищенно говорю я.
Наталья Владимировна с сомнением подняла брови, и ее губы тронула какая-то особенная, солнечная улыбка.
– Не так давно я стала этим заниматься: всего два года назад сделала свою первую красавицу, – не отрываясь от работы, мастерица указала взглядом на дородную барышню размером с ладонь, в переднике, ярком платке и с внушительно пышной грудью. – Правда, поняла, что у меня получилось лишь спустя некоторое время.
– И чем же это оказалось?
– Ведическим оберегом.
– Как Вы узнали?
– Я воспользовалась «протезом мозга», – собеседница рассмеялась.
– Чем, простите?
– Интернетом, – охотно пояснила рукодельница. – Я его называю протезом мозга, потому что в голове не удержишь всю ту информацию, которую он вмещает в себе. Он хороший помощник в утолении нашей жажды информации. Вот и мне помог узнать, что же я сделала. Хотя до того момента компьютер толком включить не могла, а тут как-то само собой получилось и включить, и в сеть войти, и отыскать то, что мне нужно… Кстати, если немного подождете, я и для вас сделаю оберег. Хотите?
– Конечно! – выпалила я, словно боясь, что мастерица передумает.
Через несколько минут Наталья Владимировна вложила в мою правую руку оберег и шепнула:
– Ты хороший человек, Женя. Только чаще поступаешь так, как тебе велит твой разум, а не сердце.
Эти слова меня буквально погрузили в гипноз. Как точно было подмечено то, в чем я сама себе боялась признаться. Как она смогла это разглядеть, пообщавшись со мной от силы 10 минут? И я решила узнать о Наталье Хлюстиковой побольше.
ДУМАТЬ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ…
– Я до 16 лет играла в куклы, а бабушка все ругала, мол, женихаться пора, а ты, как ребенок, все с ляльками возишься, – вспоминает Наталья Владимировна. – Но ничего, моя семейная жизнь от меня не убежала. Я и замуж вышла, и двоих сыновей родила.
– Дети выросли, и вы снова за свое – за куклы, – подначиваю я.
– Можно и так сказать, – смеется собеседница. – Два года назад, в «ЛУКОЙЛ-Коми», где я тогда работала, объявили о проведении выставки декоративно-прикладного творчества. Моя руководительница пожурила нас с коллегами, мол, все подразделения предприятия готовят свои экспозиции, а что мы можем предложить. «Куклы!» – зачем-то выкрикнула я и осеклась, услышав: «Вот и отлично, их и представим».
– Почему именно куклы? – удивляюсь я.
– Сама не знаю. Но пришла домой и поняла, что меня буквально пробивает энергия творчества и созидания, – Наталья Владимировна делает паузы, стараясь подобрать наиболее точные слова для описания своих чувств. – Это ощущение какого-то безграничного счастья не передать. Я отыскала в квартире старые хлопчатобумажные вещи, нарвала лоскутов и стала… нет, это не я, а сами руки стали создавать куклу. Получилась травница.
А потом мастерицу, по ее словам, прорвало. Обереги рождались один за другим. Вскоре она принесла около 50 таких кукол на работу и сказала коллегам: «Разбирайте».
– И все подарили? А почему не продали? – взяла верх моя меркантильность.
– Я до сих пор их не продаю, – не понимая моей материальной оценки творчества, отвечает Н. Хлюстикова. – Ведь оберег – это образ, информация, сгусток стимулирующей и созидательной энергии. И как за это можно получать деньги? Кроме того, как можно продавать то, что создано не мною.
– А кем? – обескураженно спрашиваю я.
– Богом. Я лишь посредник между небом и землей. Ведь это умение, которое проявилось внезапно, не что иное, как дар. Через меня Бог пропускает энергию, которую я вкладываю в каждую куклеху. Без этого положительного заряда оберег не будет работать. Очень важно, когда делаешь куклу, думать только о хорошем, а еще о человеке, для которого ее создаешь.
Поэтому в дурном расположении духа Наталья Владимировна за работу не берется. Хотя, как мне показалось, у нее и не бывает плохого настроения. Любую мысль она формулирует и словами, и сердцем в позитивном ключе, без отрицаний. Она не скажет: «Я не хочу этого», а произнесет: «Я хочу другого». А если негатив все же прокрался в мысль, она переводит его, как стрелку часов, в противоположную сторону.
ЭТО НЕ ПРОДАЕТСЯ
Божий дар и языческий оберег. Разве это может сочетаться? В понимании Натальи может, потому как то, что делает она, с ее слов, является наследством еще доязыческих времен. И это наследство в ее ловких руках так быстро множилось, что через полтора года после того, как она поняла, что обладает неким даром, ей предложили устроить выставку своих работ в выставочном зале «Вортас». А спустя еще полгода несколько дюжин кукол составили экспозицию и в Сыктывкаре.
Однажды на выставку к ней пришли две женщины и, указывая на куклы, лаконично бросили: «Сколько?». «Они не продаются», – ответила мастерица. «А эти?» – «Вы не поняли, я вообще их не продаю». После долгого объяснения дамы ушли, так и не поняв, что ни денег, ни славы Наталье не надо. Она лишь свято верит в то, что мульки (так она называет своих кукол), способны сохранить и передать нам, зараженным вирусом антиразума, исконное знание жизни, которым обладали наши праотцы. Что эти обереги дают их владельцам возможность материализовать свою мысль, направлять её из минуса в плюс.
Это не идет ни в какое сравнение с купюрами, которых, кстати, Наталья так и не скопила, потому что нужно было ставить на ноги сыновей и двух приемных дочерей.
НИ НОЖНИЦ, НИ ИГОЛКИ
– Почему ваши куклы исполнены в основном в женском образе? – удивляюсь я, вертя в руке пышногрудую барышню.
– По праву рождения. Только женщина может давать жизнь новому человеку, она – символ продолжения рода, семьи, устоев, жизни.
Эти тряпичные куклехи, счет которым давно уже идет на сотни, поразительно нарядны. Пышные сарафаны и легкие многослойные платья, яркие платки и разноцветные кокошники, русые косы и озорные кудри… Материалом для их создания служат старые, а иногда даже и старинные вещи. Мастерица отыскала немало домотканых полотен и рушников в родовом доме своей бабушки, на чердаке, и с удовольствием рвет их на лоскуты нужного размера для создания мулек. Именно рвет, чтобы, по ее словам, не разрезать и не прерывать линию жизни. Она вообще не использует в работе ни ножниц, ни иголки, чем, по ее признанию, сохраняет исконную суть оберега, которая поддерживается и поразительной энергией старинных вещей.
Свои обереги мастерица чаще всего дарит, у себя оставляет лишь некоторые. Они, по ее признанию, дают ей силы в возвращении к корням: женщина задумала восстановить родовое поместье в глухой деревеньке Тульской области. И я думаю, у нее получится, потому что у таких светлых и солнечных людей, как Наталья Хлюстикова, всегда все получается.
Садясь писать материал, я положила перед собой два подаренных мне оберега: тоненькую девицу с длинной косой и дородную даму в платке. Для вдохновения. Для получения этой самой энергии… Они мне ее дали. Наверное, потому что они очень на меня похожи: в душе я девица, а по сути – продолжательница рода: жена и, главное, мама.
Евгения ЛЯСКОВСКАЯ
На снимках из архива Н. Хлюстиковой: мастерица и ее обереги