За столиком уютного уличного кафе, находящегося на территории вахтового городка, расположилась группа крепких мужчин. Спецодежда приятного песочного цвета делала их и без того загорелые, обветренные песчаными бурями лица еще более темными. Они пили чай и что-то бурно обсуждали. А чуть позже к ним присоединились еще несколько человек, настоящих богатырей, под рубашками которых угадывалась рельефная мускулатура. Они вышли из тренажерного зала, расположенного прямо напротив кафе…
Именно так проводят свой досуг после трудовой смены нефтяники иракского месторождения «Западная Курна-2», на котором ведет добычу Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ».
С условиями, в которых приходится работать российским покорителям недр (среди них – наши земляки из Республики Коми) в этой все еще горячей точке на карте мира, мне удалось познакомиться во время поездки в Ирак по случаю торжественного запуска этого гигантского месторождения.
Люди трудятся здесь вахтами, по 28 дней, без выходных и праздников. Одно из основных требований при приеме на работу – обязательное знание английского языка. Без этого никак, ведь помимо россиян, которые составляют львиную долю, здесь также трудятся местные жители. Кроме того, встречаются представители других государств, к примеру, британцы.
Чтобы заступить на вахту, сначала нужно преодолеть дорогу от международного аэропорта провинции Басра до вахтового поселка. На это уходит едва ли не целый день. Нефтяники доставляются сюда группами по нескольку человек в одной большой бронированной машине. При этом на них в обязательном порядке должны быть бронежилеты и каски.
Крепость в пустыне
Первое, что бросается в глаза по приезде в пилотный лагерь «ЛУКОЙЛа», – это повышенные меры безопасности. Внешне он похож на крепость, огороженную двумя заборами с колючей проволокой и песочными насыпями. Для того чтобы проехать внутрь, надо миновать два КПП с автоматчиками. По периметру поселка установлены видеокамеры. Напротив каждой серии домиков – бетонные укрытия. На крышах лежат мешки с песком, маленькие окошечки также защищены. Кроме того, рабочий городок тщательно охраняется. Сотрудников службы безопасности здесь в два раза больше, чем самих нефтяников.
Выходить за территорию лагеря строжайше запрещено. Сейчас обстрелов практически не случается, тем не менее вновь прибывших сразу предупреждают: если находитесь на улице и слышите сигнал тревоги – бегите в укрытия. Если звуковая тревога застала в комнате – надо ложиться на пол.
Природа также делает все возможное, чтобы работать здесь было нелегко. Сотрудники уже давно привыкли смотреть под ноги – нередко попадаются ядовитые змеи и скорпионы. По этой причине здесь круглосуточно работают медпункт и реанимобиль, кстати, тоже бронированный.
Еще одна помеха – песчаные бури. Когда начинается их сезон, работать становится еще сложнее. Даже дойти до соседнего домика – уже проблема.
На правах хозяина
Внутри лагерь лукойловцев производит более мирное впечатление, чем снаружи: ровные ряды из светлых домиков-квартир, в центре территории – уютное кафе, столовая и конференц-зал для различных собраний.
Вахтовый городок вмещает более 100 человек. Одноместные боксы абсолютно одинаковые. Условия комфортные: в каждом номере есть спальня, душевая, компьютер, холодильник. Нефтяники также обеспечены высокоскоростным Интернетом и телефонной связью.
В поселке действует полностью автономная система жизнеобеспечения, здесь созданы все условия не только для комфортного проживания, но и полноценного отдыха после трудовой смены. Словом, сделано все возможное, чтобы вахтовики и в пустыне, за высокими стенами, не чувствовали себя оторванными от цивилизации. В лагере есть хорошо оборудованный спортивный зал, кафе. Чего не встретишь в кампусе – так это алкоголя. Как и на всех нефтепромыслах, здесь тоже действует «сухой» закон.
К слову, обслуживанием персонала – готовкой еды, уборкой комнат, стиркой и глажкой – занимается местная фирма. В общем, быт лукойловцев, их досуг отлично организованы и отлажены. В таких условиях вахтовик чувствует себя полноправным хозяином, а не каким-то временщиком.
Об иракской кухне
Рассветает в Ираке в пять утра. Тогда же просыпаются и жители трудового городка, чтоб приступить к работе. Но сначала – завтрак, с которым нужно управиться до восьми утра.
Работа на промысле, как известно, ответственная и тяжелая. А восполнить запас сил и энергии, щедро растрачиваемых нефтяниками во время вахты, может, пожалуй, только полноценное питание. Поэтому руководство «ЛУКОЙЛа» уделяет этому моменту особое внимание.
Здесь нужно отдельно сказать об иракской кухне. Она представляет собой богатейший синтез кулинарных культур Ирана, Турции и Сирии. Арабы умеют и любят готовить. Плов, шашлыки и кебабы, перед которыми подается большое количество салатов, – вот то, что, как правило, предлагает шведский стол российскому нефтянику. Совершенно особое место в рейтинге местных национальных блюд занимает рис, который иракцы уважают не меньше, чем славяне хлеб. Безусловно, большой популярностью пользуются восточные десерты и сладости.
После утренней трапезы начинается трудовая смена. До месторождения на автомобиле полчаса езды.
А в восемь вечера все сотрудники вновь оказываются в пилотном лагере. После вкусного и сытного ужина у них остается еще время на отдых и общение. Затем – последний перерыв и отбой. Перед очередным днем вахты необходимо хорошо выспаться.
Елена МАРИХИНА
На снимках из архива: производственные объекты «Западная Курна-2»; иракские нефтяники в учебном центре; фрагмент местного футбольного турнира «Кубок «ЛУКОЙЛа»