Далекий от нефтяного бизнеса человек, взглянув на карту разработок ЛУКОЙЛа, которая все больше и больше становится похожей на полусферный глобус, удивится: а зачем нужна такая разбросанность промысловых районов – от Каспия до Арктики, от Когалыма до Каракаса? Не лучше ли осваивать то, что под рукой? Однако у стратегов Вагита Алекперова ход мысли иной. Чтобы получать гарантированную прибыль в будущем, необходим постоянный устойчивый рост как ресурсного, так и производственного потенциала Компании. Именно поэтому взгляды Алекперова и его команды устремились в заполярную глухомань – в Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию.
А устремились они давно, с первых же лет существования ЛУКОЙЛа. Прежние претенденты на северные территории – американская компания «КОНОКО Арктик Инк.» и «Архангельскгеолдобыча» – не могли поделить шкуру неубитого медведя – доли совместного раздела продукта. Да и инвесторы не спешили вкладывать деньги в разработку месторождений с весьма сложными горно-геологическими условиями. Бесчисленные согласования, уточнения и прочая бюрократическая волокита продолжалась до 1998 года, пока в дело не вмешался ЛУКОЙЛ. Руководителей Компании не пугали ни сложные горно-геологические условия, ни глухомань и топи ненецкой тундры. Предложение об участии в проекте получили и местная фирма «Архангельскгеолдобыча», и американские партнеры из «КОНОКО Арктик Инк.». Вскоре все подписанные документы о трехстороннем сотрудничестве в Тимано-Печорском регионе получили положительную оценку как в Центральной комиссии по разработке нефтегазовых месторождений Минтопэнерго РФ, так и в Собрании депутатов Ненецкого автономного округа, на территории которого находятся столь огромные запасы углеводородов. Легко понять причины такого единодушия, если учесть следующие выкладки экспертов: полная реализация проекта даст для экономики России суммарный эффект почти в 25 миллиардов долларов. Какой Международный валютный фонд даст больше?
Детально все проблемы, перспективы и приоритеты обсуждались на выездном совете директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» в Усинске. То была рекогносцировка главного штаба Компании на театре будущих созидательных действий. Впрочем, панорама обзора открывалась гораздо шире, чем горизонты Тимано-Печоры. Стратеги ЛУКОЙЛа рассматривали программу развития добычи нефти на севере всей европейской части России.
Итак, первые эксплуатационные нефтяные вышки уже встали в районе самого крупного и хорошо изученного Южно-Хыльчуюского месторождения. Не меньший интерес представляют и три остальных месторождения северных территорий: Инзырейское, Ярейюское и Хыльчуюское, а также участок недр в северной части Колвинского мегавала и Хорейверской впадины. Встал вопрос, как вывезти добытое из непроходимой тундры, объятой Полярным кругом? Ведь гнать сырую нефть придется на экспорт – в Европу. Поначалу определялось, что тимано-печорская – «ненецкая» – нефть будет продаваться преимущественно на европейские НПЗ. Тут главное, чтобы не вышло «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Во что станет «перевоз» сырой нефти из Приуральского Заполярья в ту же Норвегию или Голландию? А если и того дальше – в Америку, например?
Специалисты ЛУКОЙЛа предлагали тогда несколько вариантов решения транспортной проблемы: по северному направлению и южному. Южный – это проложить 154-километровый нефтепровод от промысловой зоны до Балтийской трубопроводной системы. Северный вариант, или его еще называют «Северные ворота», – это морской путь. Собственно, сегодня это реально существующий проект. Он начинает несравнимо более короткий трубопровод к береговому терминалу, от которого пролегла по дну моря недлинная магистраль для рейдового пункта загрузки танкеров близ поселка Варандей. Но об этом читайте в наших следующих публикациях, посвященных 25-летию ЛУКОЙЛа.
Подготовил
Илья ГРИГОРЬЕВ
по материалам книги
«Вертикаль Алекперова» (2005 г.)