ВСЕ ПЕРВОЕ ЗАПОМНИТСЯ НАДОЛГО

Фрагмент из спектакля

В Усинске при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» прошли гастроли выпускников театрального училища имени Щепкина

В театре я люблю сидеть в первом ряду. Пусть сколько угодно спорят театралы, что балкон, бельэтаж или ложа позволяют под нужным углом наблюдать за происходящим на сцене. Пусть настойчиво апеллируют к строкам классика, мол, большое видится на расстоянии, а рассмотреть детали можно с помощью миниатюрного бинокля. Я не перестану ценить первый ряд, где становлюсь не зрителем, а участником спектакля, потому что могу вдыхать особенный запах грима: пряный, со сладковатыми нотками. Могу слышать легкий шорох костюмов, видеть нюансы эмоций и движений. Первый ряд для меня как индикатор искренности актерской игры, когда даже малейшая фальшь не может ускользнуть от придирчивого взгляда зрителя.

На прошлой неделе мне удалось дважды пропустить через себя десяток человеческих судеб, радостей и трагедий, которые разыгрывали в усинском Дворце культуры студенты высшего театрального училища им. М. Щепкина при Государственном академическом малом театре. Зная, что на сцене не маститые актеры с громкими именами, а студенты выпускного, четвертого, курса, я подготовилась созерцать что-то вроде капустника и нарочито капризно пыталась разглядеть ошибки игры. Меня хватило на 10 минут первого спектакля. После этого я невольно забыла о придирках, увлеченная талантливым самовыражением ребят – таким, будто за их плечами десятки лет изнурительных репетиций и выступлений на крупных театральных подмостках. Собственно, на это намекали и сами постановки («С любимыми не расставайтесь» по пьесе Володина и «Дачники» по Горькому), пропитанные взрослыми темами, конфликтами и трагедиями, которые, казалось, невозможно органично передать, не имея жизненного и профессионального опыта.

 

АПЛОДИСМЕНТЫ ИЗ СИБИРИ И УСИНСКА

Эти уникальные для Усинска гастроли стали возможны благодаря усилиям президента благотворительного фонда Высшего театрального училища им. М. Щепкина, члена попечительского совета Государственного академического малого театра Елены Магановой и поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

– Почему Вы выбрали именно такой вид благотворительности? – спрашиваю Елену Дмитриевну, несколько лет назад возглавившую фонд, предвкушая, что именно такой вопрос возникнет у читателей этой публикации.

– Сейчас многие физические и юридические лица создают новые благотворительные фонды, которые помогают детским домам, больным детям, – ничуть не обидевшись на мой пассаж, поясняет Елена Дмитриевна. – Несомненно, это очень нужное и важное дело. Но я считаю, что этим ограничиваться не стоит, ведь сегодня в плачевном состоянии находятся, в частности, театры и учебные заведения, которые готовят артистов. А ведь там работают и учатся люди, которые оказывают большое влияние на формирование культуры и духовности общества. Поэтому я и занялась поддержкой талантливой молодежи, внося тем самым посильный вклад в сохранение русской школы драматического театра.

Идея организовать гастроли выпускников училища по маленьким городам страны возникла неожиданно и сразу понравилась всем, ведь ее реализация не только помогала студентам, подготовившим свои дипломные спектакли, отшлифовать актерское мастерство и заявить о себе, но и давала возможность жителям этих городков побывать на хорошей театральной постановке. Что греха таить, не бьет ключом театральная жизнь Усинска или Когалыма, Лангепаса, Покачей, где выпускники «Щепки» уже дважды гастролировали. А желание причаститься к этой культуре не во время отпуска или командировки, а дома, напротив, велико. Поэтому выступлению ребят рукоплескали и в Западной Сибири, и в Усинске.

 

БЕЗ ХАЛТУРЫ

Помню, как несколько лет назад в Усинск прибывала с гастролями труппа одного московского театра с постановкой «Мастер и Маргарита». Популярность этого классического произведения и пара громких актерских имен на афише смогла конкурировать даже с высокой стоимостью билетов. Полный зал замер в ожидании шедевра и, когда актеры выходили на поклон в финале, растерянные зрители торопились в гардероб, разочарованно резюмируя: «На нас просто заработали».

«Щепка» же не привезла растиражированных знаменитостей (лишь несколько актеров изредка мелькали на телевизионном экране), и все, что заработали актеры – это признание публики и опыт. Этот проект был от начала до конца благотворительным, ведь даже билеты на спектакли распространялись бесплатно: часть их получили работники структурных подразделений Общества, часть была передана в городскую администрацию и местные образовательные учреждения.

– Некоммерческая сторона проекта придает таким встречам особую искренность, – комментирует Елена Дмитриевна. – Зрители хотят видеть хорошую игру, а молодые актеры изо всех сил стремятся себя проявить. Поэтому хочу выразить особую благодарность генеральному директору Общества «ЛУКОЙЛ-Коми» Петру Оборонкову и его заместителю по управлению персоналом Заури Чопуряну за понимание и колоссальную помощь в проведении гастролей.

 

ЭТО ФАКТ!

Фрагмент из спектакля Несколько странно звучит, но усинский ДК стал первой большой сценой для молодых актеров. Профессор ВТУ Валентин Афонин, приехавший в столицу нефтяников с ребятами, спокойный и уравновешенный в беседе, коснувшись этой темы, начинает с волнением в голосе мне пояснять:

– Через два месяца ребята заканчивают училище и выходят в самостоятельную жизнь. Мы не знаем, как она сложится. Очень хочется, чтобы им повезло в дальнейшем и в кино, как нашим выпускникам сестрам Арнтгольц или Ткаченко, и в театре. Но в любом случае поездка в Усинск останется в их памяти навсегда, ведь до нее они играли только на учебных сценах, их талант могли оценить немногим более сотни зрителей. А тут и первое испытание гастролями, когда приходится срываться с места, играть два спектакля в день, и впервые их оценивают сразу более 500 человек, которые приняли ребят так тепло, что задали высокую для них планку и окрылили для дальнейших работ. Это много значит для творческих людей.

О том, что эти гастроли непроходные для молодых актеров, мне стало ясно в первый день их приезда. 10 апреля на странице в социальной сети студента «Щепки» Ивана Лоскутова красовалась запись: «Мы в Усинске!!!», день спустя к ней добавилась еще одна, приправленная ссылкой на информацию об их приезде: «Потрясающее утро! Начало дня положено!» После «С любимыми не расставайтесь» появилась: «Володин прошел замечательно. Усинцы – прекрасная публика. Через три часа «Дачники», затем – «Спасибо всем! Все было чудесно! Усинск… Это незабываемо».

Иван сыграл одну из главных ролей в «Дачниках» – Басова, адвоката под 40 лет, женатого на молодой даме. Фигура ему досталась, мягко говоря, неоднозначная. Да и сама горьковская пьеса, прямо скажем, непростая для восприятия. Я, будучи студенткой филфака, в свое время перечитала ее дважды, чтобы переварить. В этом и призналась Ивану во время беседы, удивляясь тому, что юным ребятам удалось сделать емкую, несколько грузную классику удобоваримой для сцены и зрителей.

– Не сразу эта роль стала получаться, – ответил откровенностью на откровенность Иван Лоскутов. – Два года назад наш мастер Борис Владимирович Клюев взял три отрывка из «Дачников» и дал мне Басова. На тот момент я не читал еще пьесу и не понимал, какая роль мне досталась. Лишь прочитав на следующий день, я осознал ее сложность. Года полтора ничего не выходило, как ни старался. Потом понял: надо быть адвокатом для своего героя, оправдать его для себя. И когда я это сделал, стало получаться.

Для Вани, по его признанию, важно повторить точный пластический рисунок роли. Ему удалось это сделать, он даже свое сходство с Басовым нашел – и тот, и другой любят рыбалку. А теперь еще оба говорят любимое басовское: «Это факт!»

 

БУКЕТ НА ПАМЯТЬ… ЗРИТЕЛЯМ

Надолго запомнится Усинск и для Анны Гарновой. У ведущей актрисы Моссовета в нашем городе был режиссерский дебют. Сложный по содержанию, но легкий для восприятия зрителя «С любимыми не расставайтесь» – результат ее режиссерских поисков. Слезы горожан, и автора этих строк в том числе, после трогательной финальной сцены – ее заслуга. Крики «браво» и аплодисменты стоя взволнованной публики – в адрес этой молодой женщины с открытым лицом и чуть смущенной теплой улыбкой.

– Мы не так часто, как столичные жители, бываем в театре, поэтому не имеем культуры вставать сразу, когда выражаем аплодисментами свой восторг, – пыталась оправдать я некоторое раздумье зрителей перед тем, как поблагодарить актеров стоя.

– Что Вы, напротив, это знак того, что спектакль осел в сердце и так тронул зрителя, что тот пребывает некоторое время в оцепенении, переваривая увиденное и услышанное, – к моему удивлению, Анна Олеговна приняла мои слова с некоторой обидой. Они не давали ей покоя настолько, что утром следующего дня, когда мы встретились с ней за чашкой кофе, она снова вернулась к этой теме:

– Вы совершенно зря сказали об отсутствии должной культуры. Она ведь, как внутренняя интеллигентность, не зависит от места жительства. Скажу больше: в таких городах, как ваш, она даже очевиднее. В столице модно прислушиваться к критикам: что те считают хорошим и ценным, тому и аплодируют. Ваше же восприятие искусства не замутнено этими клише. Если вам нравится, значит, это действительно стоящая вещь.

Собираясь в аэропорт, Анна шла к автобусу с пышным букетом роз. На мгновение она остановилась, повернулась ко мне и протянула цветы:

– Возьмите их, пожалуйста, – она как-то грустно улыбнулась. – Они постоят несколько дней в вазе и будут вам напоминать о нас. Мне очень хочется, чтобы в Усинске о нас помнили.

Евгения ЛЯСКОВСКАЯ

На снимках Вадима ЯКУНИНА и Василия ОСТАФИЧУКА: фрагмент из спектакля «Дачники»; фрагмент из спектакля «С любимыми не расставайтесь»

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх