Все началось… с керосина

8 6 1

Председатель Объединенной первичной профсоюзной организации ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Галина Тарасова выступила с лекцией об истории завода «Помним о прошлом, чтим будущее». Мероприятие было инициировано библиотекой Ухтинского горно-нефтяного колледжа в рамках празднования 90-летия основания города и нефтяной промышленности Республики Коми и 87-летия учебного заведения.

8 6 2lЛУКОЙЛ-УНП является одним из старейших городских предприятий, в этом году заводу 85 лет. За это время многое изменилось, были взлеты и падения, здесь вершились судьбы, создавались династии, складывались свои традиции.

Молодежи были интересны исторические факты о становлении градообразующего предприятия. А началось все более 100 лет назад со строительства керосинового завода, сооруженного в поселке Водный в 1914 году на нефтепромысле печорского инженера Гансберга. Затем в 1921-м оборудование керосинового завода перевез на участок Чибью «Русского товарищества «Нефть» буровой мастер Семяшкин. Весной 1924-го промысел прекратил деятельность, а его имущество было опечатано вплоть до прихода Ухтинской экспедиции.

Датой отсчета нынешнего НПЗ считается 20 августа 1934 года, когда было заявлено о завершении строительства нефтеперегонного завода для получения керосина.

Предприятие постоянно реконструировалось и обновлялось в процессе производства, и к 1939 году стало приобретать современные черты. Весной 1938-го начался монтаж ректификационной колонны установки АТ (атмосферная трубчатка) высотой двадцать пять метров, которая была доставлена в Чибью на двух деревянных баржах. Штат составил 127 человек. 29 марта 1939 года пуск объекта положил начало работе нового завода. В 1940-м на уровне правительства страны было принято решение о строительстве в Ухте крекинг-завода для годовой переработки сырой нефти в 15 000 тонн. В том же году впервые в Советском Союзе был проведен опыт перегонки тяжелой нефти Ярегского месторождения с целью получения масел и полуасфальтита на АТ.

В феврале 1942 года директором НПЗ назначена Анна Молий. 5 ноября 1943-го газета «Ленинградская правда» сообщила, что нефтяники Ухтинского комбината отправили в осажденный Ленинград два сверхплановых эшелона с нефтью и нефтепродуктами. В 1944 году были переданы еще три сверхплановых эшелона. За годы Великой Отечественной войны объем переработки нефти на заводе увеличился в 2,3 раза. За 10 послевоенных лет – еще в 3,1 раза.

В 1967 году здесь впервые был произведен строительный битум для изоляционных работ. Ассортимент продукции пополнился рубраксом, мазутом экспортным, улучшенным дорожным битумом.

В последующие годы основным ассортиментом НПЗ стали высокооктановые неэтилированные бензины, морозостойкие осевые смазки, мазут, смягчители, лаковый, строительный и дорожные битумы.

Многое было пережито в перестроечные времена. Завод выжил, несмотря на все трудности.

28 декабря 1999 года старейшее предприятие отрасли получило новое дыхание, войдя в состав Компании «ЛУКОЙЛ». И сегодня УНП является одним из самых стабильных производств в республике.

В своем рассказе Галина Тарасова упомянула обо всех генеральных директорах предприятия и о том, какие изменения происходили на заводе в периоды работы того или иного руководителя, о династиях, о существующих на заводе традициях.

В завершение лекции профсоюзный лидер ЛУКОЙЛ-УНП пригласила молодежь попробовать свои силы в благородной профессии нефтепереработчика на производственной практике.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Интересные факты

— Руководителем Стройгруппы строительства нефтеперегонного завода был назначен Яков Яковлевич Голобородько, осужденный в 1930 году по печально знаменитой 58-й статье. В 1934-м он был арестован вторично за срыв сроков пуска завода. Естественно, не по своей вине, а из-за нехватки стройматериалов, рабочей силы. В итоге вместо 31 мая завод был сдан 20 августа.

— В 40-е годы на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе изготавливали… гуталин для чистки обуви. В сутки выпускали по 100 коробочек. Красочную этикетку украшало изображение восходящего солнца и надпись «Северное Сияние».

— Дорожные битумы производства УНПЗ использованы при строительстве Московской кольцевой дороги и ряда улиц Москвы, трассы от аэропорта Шереметьево до Дворца съездов.

[/bubble]

Татьяна ГАВРИЛОВА

На фото: Ухтинский НПЗ (вчера – сегодня); Галина Тарасова

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх