Впереди идущие

8 6 1

Нефть начинается с геологов. Это действительно так. Сначала эти чудаки ходят по белу свету, что-то вынюхивают, выстукивают, выискивают в планете Земля, спорят, определяют, ошибаются тысячу раз, прежде чем их имена превратятся в названия знаменитых месторождений. Когда где-то открывали нефть – все приходило в движение. Тут ведут новую ветку железной дороги, здесь – трубопровод, земля ощетинивается буровыми вышками, люди роятся, лица у всех взволнованные – какие объекты самые перспективные, где разворачивать фронт работ…

 

Екатерина была права…

После создания ЛУКОЙЛа Президент Вагит Юсуфович Алекперов сразу дал понять, что его детище будет работать на перспективу, и уже с 1992 года стала создаваться и стремительно развиваться мощная геологическая служба. Возглавил ее Юрий Степанович Кувыкин.

Главное управление по геологии и разработке – центральное звено, осуществляющее руководство и координацию деятельности всей геологической службы ЛУКОЙЛа. Работа велась в двух стержневых направлениях: первое – поиск и разведка новых месторождений нефти и газа, второе – их эффективная разработка.

Когда-то государыня Екатерина II вывела формулу, согласно которой империя существует только до тех пор, пока она постоянно расширяет владения, хотя бы чуть-чуть, но прибавляя. Так выработался хороший имперский закон, когда добавленные к основной площади территории получают внимание со стороны метрополии, обихожены ею, постоянно развиваются и совершенствуются. И если сей принцип применить к нефтяной компании, то можно сказать, что он заложен руководством в доктрину ЛУКОЙЛа – постоянное наращивание минерально-сырьевой базы. Это провозглашается в качестве стратегической задачи.

 

Детище Кувыкина

При Юрии Кувыкине и его последователях на посту руководителя геологической службы ЛУКОЙЛа были выработаны основные принципы ее деятельности. Самым главным направлением, которым он руководил в девяностые годы, являлось обеспечение опережающих приростов запасов нефти и газа по сравнению с их добычей. Такая неуклонная линия ставится руководством Компании и сейчас. Она – основа основ поступательного движения во всех сферах ее многогранной деятельности.

При деятельном участии Юрия Кувыкина во время его работы в ЛУКОЙЛе активно проводились работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в Западной Сибири, Тимано-Печорской провинции, Пермской области и в Нижнем Поволжье.

Основы структуры Главной геологической службы ЛУКОЙЛа были заложены Юрием Степановичем, в дальнейшем его общую схему развивали и оттачивали другие руководители. Но кого ни спроси, любой скажет:

– Геологическая служба? Это, конечно, детище Кувыкина! Только за нее ему памятник нужно поставит!

 

Идем на Север

8 6 2rВ начале 1996 года Вагит Алекперов предложил Владиславу Прохоровичу Щербакову возглавить Главное управление по геологии ЛУКОЙЛа, созданное на базе Департамента, возглавляемого Юрием Кувыкиным. К тому времени Компания работала в основном в районах Западной Сибири, Волгоградской и Пермской областей. ЛУКОЙЛ расширял территорию деятельности на другие регионы страны и мира. Щербаков как нельзя лучше подходил для должности, на которой нужно было знать перспективы регионов, уметь общаться с представителями власти, с зарубежными коллегами.

Разрабатывая стратегию расширения территории деятельности ЛУКОЙЛа, руководство выделило два главных направления – на Каспий и Тимано-Печорскую провинцию. Началось исследование Каспия сейсморазведкой, был выявлен целый ряд перспективных объектов, на которых планировалось бурение.

Одновременно шло изучение состояния дела в Тимано-Печоре. Щербаков возглавил группу, которая взялась за изучение всех материалов по недропользованию в этом регионе России. Необходимо было оценить, что сделано, что не сделано, насколько правильно оформлены права по недропользованию, выполняются или нет взятые обязательства, с чем могут столкнуться компании после приобретения прав на участки. В результате проделанного анализа вывод напрашивался однозначный: в данный регион идти нужно. Начались организационные работы. Создавались терминалы, привозилась техника, шли переговоры с властями.

 

На международной арене

Новое столетие и тысячелетие в Главном геологическом управлении ЛУКОЙЛа встречали с новым начальником. После ухода на пенсию Щербакова им стал известный во всей нефтяной отрасли Анатолий Александрович Новиков.

В двухтысячные годы геологи ЛУКОЙЛа стали активно выступать на международной арене. В прежние времена пренебрежительно относились к известнякам. И действительно, 90 процентов месторождений России лежат на песчаниках. Новиков постоянно проводил в жизнь свою идею о том, что нельзя пренебрегать известняками, и получил возможность доказать свою правоту. Было открыто несколько новых месторождений, в том числе в Коми и Перми, которые располагаются именно в известняках, – там, где доселе отказывались и искать что-либо.

Но все же главное – это было время, когда ЛУКОЙЛ начал свое мощное наступление на Каспий. Во главе этого важнейшего дела встал геолог и нефтяник Анатолий Новиков. Проведенные ЛУКОЙЛом поисково-разведочные работы в российском секторе Каспийского моря привели к открытию пяти крупных нефтегазоконденсатных месторождений с извлекаемыми запасами около миллиарда условного топлива. На юге России появился новый крупный нефтегазодобывающий район.

– Прикаспийскую впадину мы всегда оценивали очень высоко, – говорит Анатолий Александрович. – И все время галдели, что нужно идти вниз, на подсолевые отложения, на большую глубину. Все разработки Прикаспийской впадины, включая еще дореволюционные, шли с верхних отложений, так называемых надсолевых, но под ними располагается громадная солевая толща, а под нею лежит перспективное отложение. В советское время на Каспийском море в отношении нефтедобычи считались перспективными только акватории Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Российская зона Каспия оставалась совершенно нетронутой, и ЛУКОЙЛ вышел на Каспий, что называется, с чистого листа.

К 2006 году геологи ЛУКОЙЛа открыли на российском секторе Каспия миллиард тонн запасов углеводородов. Месторождения имени Филановского и Хвалынское сравнимы с месторождениями в Саудовской Аравии. Открытый ЛУКОЙЛом Каспий стал очередной крупнейшей вехой всего открытия нефтяных месторождений СССР, а затем России. Азербайджан – Поволжье – Тимано-Печора – Татария и Башкирия – Западная Сибирь – Тенгиз – Каспий –наиболее важные этапы. ЛУКОЙЛ доказал, что это сегодня самая мощная нефтяная компания России, обладающая всем потенциалом, и прежде всего – геологическим.

 

К новым открытиям!

На рубеже тысячелетий ЛУКОЙЛ стал владельцем нефтяных компаний «Коми ТЭК», «Нобельойл», «Битран» и «Комиарктикойл», все они объединились в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», к которому вскоре присоединился еще целый ряд предприятий Республики Коми. С самого начала ЛУКОЙЛ стал вкладывать здесь большие средства в геологоразведку.

Благодаря совместным усилиям многих специалистов «ЛУКОЙЛ-Коми» сегодня в Тимано-Печорской провинции геологи находят больше, чем добытчики успевают извлечь, т. е. удается создать себе резерв на день завтрашний. Открытие и ввод в разработку таких объектов, как Баяндыское месторождение в 2008 году, Восточно-Ламбейшорское – в 2011-м, Южно-Баяндыское – в 2013-м, месторождение им. А. Алабушина – в 2014-м, является хорошим подспорьем для поддержания темпов добычи углеводородного сырья.

– Геологическое строение в Коми, – рассказывает Анатолий Новиков, – отличается тем, что раньше здесь была огромная яма, а в Альпийскую фазу над нею возник огромный купол. В эпоху, близкую к современной, все это вместе наклонилось и центр сместился. От этого долгое время геологи испытывали значительные сложности при изучении недр Коми.

Просторы Республики Коми сопоставимы с просторами Ханты-Мансийского автономного округа. Хочется верить, что здесь геологов ожидают новые и новые крупные открытия.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Равиль Маганов, первый исполнительный вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» (разведка и добыча):

Геолог – это та профессия, где опыт играет огромнейшую роль. Юриста можно заставить выучить законы, и он уже будет, может, не лучшим, но хорошим юристом. С геологами все обстоит иначе. Хорошим геологом стать гораздо сложнее, чем, скажем, хорошим инженером. Это я вам как инженер говорю! Геолог становится хорошим, только когда накопит достаточный опыт. Пока он сам методом проб и ошибок не научится ошибаться, ни один самый новейший и совершенный инструментарий ему не поможет. Кроме того, геолог обязательно должен иметь самую высокую интуицию, а к ней кураж, и даже, если хотите, фарт. Талант предвидения геологу ничто не может заменить

[/bubble]

Подготовил
Илья ГРИГОРЬЕВ
по материалам книги «Музыка земли»
Ивана Лукина

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх