Нефтепромыслу-ветерану рано на пенсию – впереди еще годы и годы работы
Возейское нефтяное месторождение для усинцев – одно из самых известных. В 70-80-е с него начинался профессиональный путь многих молодых нефтяников, а ныне – старожилов города. Именно здесь зарождалась и цвела романтика для покорителей Севера, как иван-чай в знаменитом «Усинском вальсе». Новая жизнь, перспективы, друзья-товарищи, любовь – вот чем был Возей для сотен и тысяч людей. Его и в эксплуатацию-то сдали в 1975-м: тогда же, когда строительство Усинска и обустройство месторождений вокруг него были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. А чем сегодня живет промысел-ветеран?
…О въезде на историческую территорию нас известила красавица стела с логотипом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Автору этих строк, бывавшему на месторождении более десятилетия назад, нетрудно было заметить произошедшие здесь изменения. Ухоженная ДНС №7 погрозила пятитысячными резервуарами за то, что не заглянули в гости. Вдоль главной дороги появлялись новые объекты, новые повороты: хотелось все посмотреть, но мы двигались целенаправленно.
СИЛ ЗАТРАЧЕНО НЕМАЛО
И вот нас встречает административно-бытовой комплекс КЦДНГ-4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Кроме начальника цеха Павла Болелого и инженерно-технических работников, на территории – никого: главные события разворачиваются, что называется, в полях. Сегодня эксплуатационный фонд КЦДНГ состоит из 775 скважин, включая добывающие и нагнетательные. Поэтому работы всегда хватает, и из 111 нефтяников четвертого цеха не найдется ни одного, кто сидел бы без дела.
Так повелось еще с начала 2000-х, когда на Возей пришел «ЛУКОЙЛ», – с тех пор в промысел пришлось вложить немало сил и средств. Не секрет, что любые углеводородные ресурсы имеют свой пик максимальной добычи. Возей перешел его в 90-х, когда добыча нефти здесь велась, скажем прямо, далеко не всегда рационально. В период кризиса нефтедобывающие компании выживали как могли. Им было не до таких «мелочей», как необходимость сохранить пластовое давление, сберечь пласты. Нужно было хоть как-то добывать «черное золото»…. И только в «нулевых», с приходом в Тимано-Печору «ЛУКОЙЛа», дебит постепенно стал возвращаться к прежним показателям. Повышали нефтеотдачу комплексными мерами – с помощью технологии бурения вторых стволов скважин, проведения перфорации, обработки призабойной зоны и т.д. Компания стремилась насколько можно продлить жизнь месторождению, при этом увеличивая объемы добычи и количество рабочих мест, что в посткризисные годы было особенно важно. А сколько было построено новых объектов и трубопроводов взамен изношенных – сложно даже пересчитать.
ПРИРОСТ – ЕСТЬ
– С прошлого года мы начали новый этап возрождения Возея, – рассказывает Павел Болелый. – Сегодня бурим уже третью оценочную скважину с отбором керна для исследований. Оценка выработки залежи позволит нам сформировать максимально точный план на будущий период разработки. Две предыдущие скважины уже введены в эксплуатацию и дали существенный прирост добычи.
Кроме этого, как рассказал Павел Васильевич, до конца года на девяти скважинах запланировано провести ГРП (гидравлический разрыв пласта), после чего ожидается повышение добычи на годовые 15 тысяч тонн нефти. Для маститого промысла-ветерана это будет существенной «прибавкой к пенсии». Кстати, всего с начала разработки Возея здесь добыто более 100 миллионов тонн «черного золота» – немногим более двух третей от начальных извлекаемых запасов. Значит, славные традиции возейских первопроходцев продолжают достойные преемники, заботящиеся о будущем промысла.
КОМАНДОЙ РАБОТАТЬ СПОДРУЧНЕЕ
– У нас замечательные люди, доброжелательные и трудолюбивые, – говорит Павел Болелый. – Мы умеем и работать, и отдыхать. Кстати, очень объединяют совместные мероприятия, такие как спартакиада среди сотрудников ТПП. Есть у нас и творчески одаренные ребята, которыми гордится весь коллектив. Например, недавно наш оператор по добыче нефти и газа Валерий Иванов взял Гран-при фестиваля «Праздничная весна».
Слаженность работы команды на Во-зее давно вышла на первый план, ведь легкая и «быстрая» нефть здесь давно закончилась. Не выполни план добычи на одном кусте, не добудь положенные тонны «черного золота», – в другом месте не наверстаешь. Познакомить нас с фондом скважин и людьми, которые тут работают, вызвался мастер КЦДНГ-4 Юрий Лунгу. Это уважаемый в коллективе человек, дружащий с Возеем последние десять лет.
На одном из кустов, у малолитражек (так бы я назвал скважины с невысоким, но стабильным дебитом), удалось ненадолго задержать операторов по добыче нефти и газа, чтобы запечатлеть рабочие моменты. У Андрея Максимова и Альберта Абдеева график расписан по минутам – обслуживаемый фонд немалый, а основной технологический процесс эксплуатации месторождения ведет именно бригада операторов. Они осуществляют контроль за бесперебойной работой скважин, передают данные с замерных установок, отбирают пробы нефти, принимают и запускают объекты после ремонта. При этом заботясь о северной природе, что особенно актуально в паводковые периоды. Поэтому нефтяники прикладывают максимум усилий, чтобы талые воды прошли сквозь территорию промысла безо всяких последствий.
Наверняка новости о том, что нынешние нефтяники связывают с ветераном Возеем большое будущее, порадуют тех, кто занимался его разработкой 30-40 лет назад. Тогда ведь люди не только здесь трудились, но и жили, растили детей (в свое время рабочий поселок населяли более тысячи человек). А для первопроходцев, как они сами говорят, «родной Возей навсегда в сердце».
Илья ГРИГОРЬЕВ
На снимках Вадима ЯКУНИНА и автора: А. Максимов; П. Болелый у карты промысла; оператор А. Нефедов; ДНС-7