«Вот это зажгли!», «Молодцы, ребята!», «Браво!» – восклицают усинцы после каждого выступления ансамбля кавказского танца «Чинар». Драйвовые ритмы древней лезгинки, исполненной бравыми джигитами, их живая и взрывная энергетика заставляют зрителей пританцовывать и даже присвистывать. Не менее «горячая» атмосфера царит и в репетиционном классе, где артисты оттачивают технику исполнения.
Держит баланс
В зал Центра национальных культур, где обычно проходят их занятия, я пришла в назначенное время. Меня встретил художественный руководитель «Чинара» Шамо Искендеров – достойный и яркий представитель своего народа, в котором живет бесконечная любовь к родной земле, к своим корням и культуре.
Танцами он занимается в свободное время, а основное место работы – ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Трудится инженером отдела поддержания пластового давления и трубопроводного транспорта. Что в очередной раз подтверждает, насколько много среди наших нефтяников талантливых и увлеченных людей.
Репетиция уже началась, мальчишки лет восьми-десяти разминались, делали растяжку у балетного станка. Не понаслышке знаю, что за легкостью и гибкостью, с которой танцоры выполняют сложнейшие движения, стоит тяжелая работа, реки пота и стертые до крови ноги. Сама много лет занималась в «Снеженике» в Детской школе искусств.
– А девочки у вас есть в коллективе? – интересуюсь у Шамо.
– Конечно, я готов обучать всех, у кого есть желание. Хотя и сформирован основной состав, но новичков мы тоже стараемся подтянуть под один уровень. Мы как одна семья. Вот, например, Заур Чемазоков, – указывает худрук на молодого человека, который проводит репетицию, – это мой друг и помощник. Когда я на работе или занят другими делами, меня заменяет он.
– Танцы занимают много времени. Как умудряетесь совмещать с работой?
– Конечно, баланс поддерживать непросто. Но если это важно для тебя, то найдешь и время, и возможность, и способ. А я люблю и свое увлечение, и работу. Быть частью большой команды Компании «ЛУКОЙЛ» – гордость. На нашем предприятии созданы достойные условия для труда, действует отличная программа по работе с молодежью, существует возможность карьерного роста. И это здорово!
– Почему связали жизнь с нефтянкой? Ведь можно было стать хореографом и превратить увлечение в работу.
– Я вырос в семье нефтяника, поэтому выбор был очевиден. Будучи старшеклассником, очень хотел научиться танцевать лезгинку. Обратился за помощью к Геннадию Хохлову, тогда – директору Дворца культуры. И он выделил мне класс для занятий. Разучивал комбинации по видео в Интернете. Что-то придумывал сам. Со временем интересное увлечение разделили друзья и знакомые.
– Помните свое первое выступление на сцене?
– Наш с ребятами дебют состоялся на городском фестивале «Танцующий город». Это был успех! После концерта ко мне подошел Геннадий Хохлов и предложил стать частью коллектива Дворца культуры.
Надо сказать, что ансамбль «Чинар» образовался в Усинске еще в начале 2000-х годов. Но спустя время остался существовать лишь на бумаге в архиве. А когда Шамо надо было определиться с названием, ему предложили возродить былой коллектив и продолжить его историю. Идею он поддержал, не раздумывая. Так, с конца 2012 года и значится его руководителем.
Девчонки позавидуют
– Ого! Вот это растяжка! Даже девчонки позавидуют! – удивляюсь, глядя на мальчишек, уже сидевших на шпагате. Пока мы разговаривали с Шамо, они переместились на коврики, где продолжали стретчинг. Теперь понятно, почему у ребят получаются такие фантастические прыжки. Вообще, самыми яркими и зрелищными движениями в лезгинке, как и в любом другом танце, можно назвать прыжки. Они дают ощущение динамики и легкости.
– Занимаюсь тут уже второй год! Мне очень нравится! – поделился подбежавший ко мне юный Тимур Файзуллаев. – Даже несколько раз уже выступал. Главное – выучить комбинацию, тогда на сцену выходить не страшно. А Шамо и Заур нас всегда подбадривают.
А еще хочется добавить: умеют увлечь, заинтересовать детей, зажечь задором и энергией. Здесь юные усинцы заняты делом, стремятся достигать чего-то. Кстати, в танцевальном коллективе есть и представители других народов. Это еще раз подчеркивает дружное соседство десятков национальностей, которым может гордиться нефтяная столица Коми.
– С воспитанниками стараюсь поддерживать приятельские отношения, – продолжает разговор Шамо Искендеров. – Для меня важно быть для них не просто руководителем, но и «надежным плечом». Если мы команда в жизни, то на сцене мы тоже как одно целое. Я уверен в каждом из своих ребят, поэтому перед выходом на сцену никогда не волнуюсь.
– Да, ваш коллектив всегда уверенно держится на публике. Наверное, сказываются частые выступления?
– Для артиста любой его выход на сцену – это испытание. За кулисы ухожу как выжатый лимон, но при этом заряженный на сто процентов, потому что вижу горящие глаза зрителей, чувствую бешеную энергетику зала, драйв, слышу овации.
– А выступать за пределами Усинска вам приходилось? Каково это?
– Мы часто вспоминаем концертный тур по республике. Тогда наша дружная и многонациональная семья Усинского Дворца культуры побывала сразу в нескольких городах Коми – Печоре, Ухте, Сыктывкаре и Эжве. Это была головокружительная поездка. Столько эмоций! Публика принимала нас и коллег по сцене просто на ура! Такие впечатления дают колоссальный заряд бодрости и сил для того, чтобы продолжать творить и удивлять своего зрителя.
К слову сказать, тот гастрольный тур был осуществлен благодаря выигранному гранту Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в Республике Коми и Ненецком округе. Представленный управлением культуры и национальной политики Усинска «Юбилейный поезд» был одним из самых ярких проектов 2014 года.
– У меня есть мечта, – подытоживает наш разговор Шамо Искендеров, – спустя годы сидеть среди зрителей и смотреть, как выступают мои воспитанники, гордиться тем, что они продолжают мое дело, популяризируют кавказский народный танец.
Екатерина НАГОГА