В ключевой идее слогана «Всегда в движении!» заложено постоянное стремление Компании «ЛУКОЙЛ» к развитию и совершенствованию. Для поддержания этого вектора важнейшей задачей является качественное внедрение Системы непрерывных улучшений (СНУ).
С начала 2021 года в ЛУКОЙЛе в рамках проекта «Повышение эффективности российских организаций бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча» стартовала программа внедрения СНУ. Пилотной площадкой для апробации системных решений было выбрано ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Для внедрения СНУ было привлечено более 400 сотрудников функциональных подразделений предприятия и более 20 консультантов, имеющих международную квалификацию по внедряемым системам. В 2022-м проект продвигался на базе ООО «РИТЭК». В 2023–2024 годах базовой площадкой для внедрения СНУ стало ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
– С 2019 года в ЛУКОЙЛ-Коми реализуется Программа обеспечения устойчивого роста (ПОУР). Мы разработали систему подачи идей, регламент, в целом управление процессом сбора и подачи идей, систему мотивации. С 2020 года у нас идет активный процесс обучения работников. С 2022-го предприятие предпринимало активные шаги к реализации следующего этапа – внедрения Системы непрерывных улучшений. Только за прошлый год наши работники внесли на рассмотрение 860 идей, направленных на улучшение тех или иных производственных процессов, – отметила руководитель Проектного офиса по формированию и внедрению ПОУР Ирина Зотова. – Мы продолжаем эту работу, но основной упор сейчас будет сделан на первом элементе СНУ – эталонных производственных и инжиниринговых процессах через поиск и устранение всех потерь в реализации различных направлений: бурении, текущем и капитальном ремонте скважин (ТКРС) и так далее.
С 1 января 2023 года в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» работает группа специалистов Управления по повышению эффективности в бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча» ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг».
Как происходит реализация проекта по одному из направлений – текущему и капитальному ремонту скважин, в блицинтервью «СВ» рассказал старший менеджер управления Олег Телков.
– Олег Павлович, рабочая группа по вашему направлению уже сформирована?
– Да, в нее входит полтора десятка человек. Это ведущие специалисты и аппарата управления ЛУКОЙЛ-Коми, и территориальных производственных предприятий. Команда сформирована как по компетенциям – специалисты с опытом и способностями, так и по активной позиции – так сказать, настроенные на результат, в поиске совершенствований, лучших практик и так далее. Помощь таких работников нам необходима.
ЛУКОЙЛ-Коми, как и ряд других предприятий Компании, уже активно включился в СНУ. Ряд подходов к внедрению инструментов повышения эффективности применяли уже в прошлом году, часть гипотез прорабатывается. У нас по ЛУКОЙЛу уже сложился определенный подход к решению поставленных задач. Это два параллельных процесса – опыт, что был раньше, самостоятельный, и тот, что планируем применять системно. То есть ведется комбинированная работа.
Задача нашей рабочей группы, к примеру, по курируемому мной процессу текущего и капитального ремонта скважин – проанализировать текущее состояние и выработать целевое, то есть как должно быть, или то состояние, к которому мы стремимся.
В составе рабочей группы сотрудники ЛУКОЙЛ-Коми, которые ежедневно занимаются сопровождением процесса текущего и капитального ремонта скважин: отдел ремонта скважин, экономисты, разработчики, геофизики и другие, плюс со стороны управления повышения эффективности я как методолог.
– Каков срок реализации проекта по внедрению СНУ?
– С учетом полученного за последние два года опыта мы определили дорожную карту, этапы внедрения СНУ в ТКРС. В первом-втором квартале проводим диагностику: смотрим, как процесс происходит сейчас и что мы можем улучшить. Одновременно идет подготовка к практическому внедрению. А уже ориентировочно с 1 июля мы последующие полтора года будем внедрять эту систему непосредственно в бригадах капремонта скважин в подразделениях заказчика, то есть на всех территориальных производственных предприятиях ЛУКОЙЛ-Коми.
Так как все сразу охватить невозможно, нам нужно будет определить какой-то участок, затем погрузить в этот процесс определенных людей – несколько бригад, а в дальнейшем, с учетом опыта внедрения в ЛУКОЙЛ-Коми, нам необходимо понять, как эта система будет здесь работать. Оформим все наработки в локальные документы, опишем процесс и уже с учетом принятых подходов будем тиражировать дальше. Это займет не один год! Много времени уходит на то, чтобы разобраться и переформатировать процесс под реалии и особенности нашего предприятия.
– Почему в качестве «пилота» выбрано именно ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»?
– В первую очередь в планах охватить распространенные и затратные виды работ, чтобы начать с поиска наиболее значимых и повторяющихся потерь и вовлечь в систему максимальное количество сотрудников. Усинское ТПП – самое крупное, здесь располагается более 60 процентов всех бригад ТКРС, поэтому именно это предприятие стало приоритетным. ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» в 2023–2024 годах будут также охвачены внедрением СНУ.
– Как происходит этот процесс?
– Определяем приоритетные виды ремонта скважин – наиболее затратные, и уже начинаем анализировать, определять общие проблемы, общие потери и находить пути, как их минимизировать или исключить.
При этом, конечно, будем обращать внимание на проблемные вопросы, которые вставали при проведении подобных операций и в других НГДО.
Как уже отмечал, набор команды в рабочую группу проходит с учетом необходимых компетенций. Затем уже совместно диагностируем реальную на сегодня ситуацию, параллельно в первом полугодии для рабочей группы проводим тренинги, на которых знакомим с СНУ, говорим об инструментах повышения эффективности, наиболее предпочтительные для нашего направления, как мы с ними работаем, что нужно учитывать. На занятиях по операционной эффективности процесса ТКРС будем объяснять, что мы можем делать для улучшения качества работы и как. Затем в планах практический этап – в полевых условиях: обучим персонал, непосредственно в ТПП занимающийся планированием и контролем над этими процессами, а также специалистов бригад подрядных организаций, на которых опробуем этот «пилот», и, конечно, будем оказывать поддержку этим бригадам в течение полутора лет, пока идет обкатка процессов.
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото Александра ГРЫЗЛОВА