ТЕМПЫ ПРОХОДКИ РАСТУТ

горный мастер добычи нефти Илья Белоусов производит проверку крепления пускового устройства насосного оборудования

Как дом с фундамента, как песня со стиха, так шахта начинается со ствола. Позже от ствола пойдут «ветви», и это сложное древо, творение рук человеческих, начнет давать плоды. По вертикальному колодцу каждый день спускаются шахтеры в самые недра земли, и знакомство новичков с шахтой начинается тоже здесь.

Наша газета рассказывала о недавнем визите в Республику Коми первого исполнительного вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Равиля Маганова. Как раз в день приезда московской делегации на Ярегу подъемный ствол шахты №1 отмечал славную дату. Ровно за 73 года до этого была окончена его проходка.

– Это действительно так? – удивлялись столичные гости, узнав от начальника нефтешахтного управления Владимира Гуляева о необычном совпадении.

Равиль Маганов тогда впервые заходил в клеть и спускался по подъемному стволу в нефтяной пласт.

 

СОВНАРКОМ ПОСТАНОВИЛ…

Проект строительства первой нефтяной шахты Яреги был завершен в 1936 году. Оставались сомнения, но и последние из них были окончательно отброшены, когда 8 августа постановление Совета народных комиссаров СССР предписывало приступить к закладке шахты для разработки Ярегского месторождения тяжелой нефти. И вот на полурасчищенную от леса площадку, в двух километрах от базы 3-го нефтепромысла, пришел один из проектировщиков А.П. Нестеренко с группой рабочих. По его указанию на местности подготовили небольшой «пятачок», и в центре его появился колышек с надписью, сделанной химическим карандашом: «Ствол нефтешахты №1». Такова была традиция пионеров Ухты, родившаяся еще при закладке пятой скважины, которая впервые дала промышленную нефть в регионе.

так выглядело Ярегское месторождение в начале его обустройства

Условия работы были тяжелыми. Строительных машин в то время не было, квалифицированных рабочих и специалистов – тоже. Вся техника состояла из тачки, лопаты, лома, кирки и клина. Рабочие очистили от тайги площадь, и в октябре 1937 года начали проходить вентиляционный ствол. Спустя месяц была начата проходка подъемного ствола. Со стен сочилась вода: постоянный холодный душ. Брезент промокал. Ствол из-за опасений газовых выбросов проходили только отбойными молотками. Породу подымали бадьей при помощи лебедки. По мере проходки вглубь клали бетон.

Окончили проходку 8 февраля 1939 года, а сдали объект в эксплуатацию лишь в 1943-м.

Вслед за стволами начиналась проходка рудничных дворов, околоствольных выработок, подземной конюшни… И снова – проблемы, проблемы… Да и на поверхности было не проще.

 

ГДЕ СКАЗКУ ДЕЛАЮТ БЫЛЬЮ

Однако вернемся к событиям современности. Столичные гости в сопровождении генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Петра Оборонкова, директора ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Карена Бегагаева и начальника НШУ «Яреганефть» Владимира Гуляева проходят по компенсатору в вагон и направляются на вспомогательно-промежуточный штрек третьего этажа, где работает недавно приобретенный горнопроходческий комбайн КП-21.

– Темпы проходки увеличились в два с половиной раза, а производительность труда повысилась на 65 процентов, – по пути к комбайну рассказывает Гуляев. – Мы ощутимо продвинулись по сравнению с показателями прошлых лет.

Рассказ начальника НШУ дополнил докладом о работе горнопроходческого комбайна главный инженер нефтешахты №1 Олег Лосев. Тут же на месте, в шахте, состоялось небольшое совещание, где его участники пришли к выводу – механизация проходки по-прежнему будет оставаться одним из приоритетных направлений в работе нефтешахт. Оценив результаты проделанной работы, Равиль Ульфатович предложил приобрести НШУ еще один комбайн, уже для шахты №2. Но, как выяснилось, приобрести КП-21 планируется руководством НШУ не только для 2-й, но и для 3-й шахты.

В. Гуляев проводит экскурсию по нефтешахте для Р. Маганова и других членов делегации

Экскурсия затягивается, Маганов зажат рамками протокола и спешит на самолет – впереди еще рейс на Усинск. Но, несмотря на плотный график соглашается проехать в новый уклонный блок 1Т-9, где работает уникальный австралийский буровой станок.

– За счет длины скважины мы охватываем два миллиона тонн запасов нефти и бурим лишь 26 скважин, тогда как по старой схеме мы бурили около 70 скважин и брали всего 800 тысяч тонн запасов. Экономический эффект налицо, – резюмирует Гуляев.

Испытания нового бурового оборудования шли нелегко: ведь никогда до этого подобные машины не работали в нефтяном пласте. Ранее такая техника разрабатывалась только для угольных шахт, но специально была адаптирована под наши условия. Какие бы трудности ни приходилось преодолевать в испытании заморской техники, буровой станок справился со своей главной задачей: впервые в истории нефтешахт с его помощью была пробурена скважина длиною 800 метров (обычно она не превышает 300 метров). А за день до приезда Маганова она была обсажена на всю глубину!

Сегодня бурение длинных скважин продолжается: уже пробурены четыре, всего их будет 26.

Пожалуй, самым захватывающим моментом в экскурсии гостей стал ее заключительный этап. Руководители прошли в добычную галерею к заветным «кранам», откуда под воздействием пара вытекает в зумпфы та самая тяжелая ярегская нефть.

– Тут должен побывать каждый нефтяник, – подводит итог экскурсии Равиль Ульфатович.

Поднявшись на поверхность, первый исполнительный вице-президент «ЛУКОЙЛа» сделал в гостевой книге НШУ запись: «Увидел людей, которые сказку делают былью, желаю всему коллективу здоровья и успехов в нелегком, но очень почетном труде».

Наталия ТАНКОВА

На снимках: горный мастер добычи нефти Илья Белоусов производит проверку крепления пускового устройства насосного оборудования; так выглядело Ярегское месторождение в начале его обустройства; В. Гуляев проводит экскурсию по нефтешахте для Р. Маганова и других членов делегации

Фото Сергея СОКОЛОВА и из архива музея нефтешахт Яреги

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх