С приходом весны ЛУКОЙЛ-Коми приступил к детальным исследованиям тающего снега. Зачем экологам предприятия изучать снег? Ответ прост: анализ помогает определить, как объекты нефтедобычи влияют на окружающую среду. Такая работа проводится ежегодно.
ЛУКОЙЛ-Коми ведет свою производственную деятельность в районах Европейского Крайнего Севера. Республика Коми характеризуется большими площадями северной тайги, болотами и наличием многолетнемерзлых пород. Кроме того, здесь «родина и первоисточник» северной жемчужины, красавицы реки – Печоры. Ненецкий автономный округ – это прежде всего ранимая природа тундры, с низкой степенью самовосстановления, большие площади оленьих пастбищ и многокилометровые пути миграции животных. Отсюда и более жесткие и ограничительные требования к природоохранной деятельности предприятия, необходимость постоянного мониторинга воздействия, оказываемого объектами нефтедобычи на компоненты окружающей природной среды.
Индивидуальный подход
Природоохранная деятельность ЛУКОЙЛа построена таким образом, что все действующие или готовящиеся к пуску месторождения проходят экологическую (или фоновую) оценку территории с последующим экологическим мониторингом.
Как рассказал «СВ» ведущий инженер отдела охраны окружающей среды ЛУКОЙЛ-Коми Андрей Коптелов, в процессе мониторинга контролируются показатели состояния воздуха, водных объектов, донных отложений, почвы, растительного и животного мира, сточных вод. К каждому из участков недр в ЛУКОЙЛ-Коми индивидуальный подход.
К примеру, на Тобойском и Мядсейском месторождениях ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» наибольшее внимание уделено состоянию поверхностных водных объектов, так как территория промыслов находится на юго-западном побережье Перевозной губы Баренцева моря и относится к зоне избыточного увлажнения.
На Баяндыском и Восточно-Ламбейшорском месторождениях ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», отличающихся высоким «газовым фактором», наибольшее внимание уделено контролю состояния атмосферного воздуха. Денисовская впадина, в пределах которой расположены эти промыслы, слабо продувается ветрами, наблюдаются застойные явления циклонических воздушных масс.
В ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» мониторинговые работы ведутся еще большими масштабами, ведь их территория ответственности распространена в нескольких районах Коми. Многолетние наблюдения за состоянием поверхностных вод в районе разрабатываемых месторождений позволили констатировать, что в наших северных водах, например, повышенное фоновое содержание окислов железа, марганца, меди, так как сказывается основная подпитка поверхностных вод болотами.
На пробу
Сегодня экологический мониторинг не останавливается ни на одном из эксплуатируемых месторождений. Ведь именно сейчас, в период схода снежного покрова, проводятся детальные исследования и компонентный анализ тающего снега.
– Почему именно сейчас, а не зимой, когда снега больше и он чище? Ответ прост. Всю зиму снег впитывал в себя, как губка, все вредные вещества, – говорит Андрей Коптелов. – То есть сейчас снег несет в себе гораздо больше информации о воздействии объектов нефтегазодобычи на природную среду месторождений. А приняв во внимание тот факт, что в наших северных краях снег лежит по полгода – с ноября по апрель, можно сделать однозначный вывод, что именно аналитические исследования весеннего снега дают наиболее правдивую картину содержания химических элементов.
Как отметил наш собеседник, мониторинг природной среды – это не только обязанность Компании исполнять требования и условия лицензий и законодательства, это также одна из форм взвешенного и грамотного подхода к добыче углеводородного сырья и его транспортировке. Специалисты ЛУКОЙЛ-Коми регулярно проводят работу по обобщению результатов многолетних наблюдений. Полученные данные детально анализируются, выявляется динамика изменений. Руководствуясь аналитическими выкладками, экологи вырабатывают комплексные решения и подходы к оптимальным технологиям проведения работ при эксплуатации месторождений с учетом экологической составляющей.
Александр КОТОВ
На снимке: мониторинг снежного покрова