Танец больших лугов

7 5 1

Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «гулять на лугах». Праздник так и назывался: «Луд», то есть «луг». И сегодня древний обычай живет в сердцах уроженцев северной Ижмы со всего света – на малую родину съезжаются гости из всех уголков необъятной России и из-за рубежа. Ежегодно проходит он при финансовой поддержке ЛУКОЙЛ-Коми.

В этом году эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы и праздник пришлось отменить. Пусть на этот раз по улицам села не пройдет многоцветное шествие и не закружатся пестрые хороводы, но мы предлагаем вспомнить, как проходил праздник в разные годы и поближе познакомиться с обрядами коми-ижемцев.

 

К истокам праздника

Корни «Луда» уходят в глубину веков. Его проводят в канун начала сенокосной страды, перед долгой работой и Петровским постом. В этом году праздник прошел бы в первое воскресенье июля.

Это было сакральное действо: поклонение травам, вобравшим в себя весь сок, и реке, воды которой становились целебными. Праздник длился всю ночь. Считалось, что в это время стирались границы между мирами и временными рамками, заканчивалась весна и вступало в свои права лето. Ижемцы провожали солнце на закате и приветствовали его новое рождение обрядовыми песнями и хороводами.

В прошлом народные гуляния проходили в междуречье рек Ижма и Куръя на острове Дi. Здесь собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния. Время внесло свои коррективы в празднование – сейчас эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения «Луда». Теперь же из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность праздника в том, что на нем нет зрителей, каждый становится участником обряда.

В середине 1930-х годов традиция прервалась. Возобновили гулянье только шестьдесят лет спустя, в 1997 году.

 

«Луд» в миниатюре

Современный праздник длится два дня. Место его проведения – заливной луг, рядом с мостом на зареченские села. Открывают празднество самые маленькие жители района. Они представляют собравшимся «Луд» в миниатюре. Как и взрослые, водят хороводы, поют коми песни и читают стихи. На площади разворачиваются различные тематические площадки, выставки народных умельцев и промысловиков и широкая ярмарка.

Кстати, в 2019 году няшабожский Дом культуры выиграл грант Конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в Коми и Ненецком округе и у юных артистов села появились новые традиционные костюмы. По обычаю, облачение шили сами, долго искали оригинальные ткани и узоры.

 

От заката до рассвета

В Ижме танцевальная культура делится на танцы больших и малых лугов. Последние исполняются и по праздникам, и по будням. А вот большие требуют особого повода и обстановки, главная их часть – «Ворота».

С первой фигуры «Ворот» начинается кульминация «Луда». Многокилометровое ижемское шествие в национальных костюмах на коми называется Мунӧм («Шествие»). Участники действа ходят по улицам и по околицам вокруг села с гармонистом, созывая всех односельчан на праздник.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

На лугу гости праздника собираются в хороводы и пускаются в пляс. У каждого из них тоже есть свое название и традиции исполнения. Так, например, Мунны звӧйкйӧн («Идти вереницей») исполняются под мотив песни «Отпирайтеся, широкие ворота». Хороводные вереницы, по две с каждой стороны, движутся навстречу друг другу. Сразу четыре хороводника сходятся, кланяются друг другу и образуют «тройные ворота». Они соединяют руки и поднимают вверх. В боковые «ворота» проходят крайние вереницы, а в середине идут две колонны одновременно. Пройдя «ворота», хороводники уводят свои вереницы в луга и вновь возвращаются друг к другу, образуя новые «тройные ворота».

В наши дни старинный обычай прогонять по острову табун коней преобразился в зрелищные скачки. Участвуют в них наездники со всего района.

Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

 

Невесты – при параде

После общего хоровода начинается хоровод невест, который проходит в формате конкурса. Участницы в первую очередь демонстрируют свой наряд, оценивается творческая и самобытная подача особенностей национального наряда ижемок. Обязательно невесту представляют сватья и сваты, которые рассказывают о девушке, ее успехах.

В прошлом на «Луде» парни присматривали себе будущих жен, а девушкам к празднику покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд. Это было символичным переходом во взрослую жизнь.

С «Лудом» связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшиеся в поисках пастбищ по всему Северу – от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

7 5 2

7 5 3

7 5 4

7 5 5

7 5 6

7 5 7

7 5 8

7 5 9

Валентина ЗАХАРОВА

Снимки из архива «СВ»

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх