СНАРЯДЫ ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ

На объектах транспорта нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» была выполнена масштабная программа по внутритрубной диагностике

Береговой резервуарный парк Варандейского терминала, куда поступают потоки «черного золота»

Размах и объемы проведенных специализированной подрядной организацией работ действительно впечатляют. Например, одним из объектов обследования стал межпромысловый трубопровод диаметром 530 миллиметров, связывающий центральный пункт сбора нефти на месторождении Южное Хыльчую с береговым резервуарным парком Варандейского терминала. Протяженность этой стальной магистрали составляет 158 километров!

 

Залог надежности

Для уверенности в безаварийной эксплуатации трубопроводов прежде всего необходимо иметь исчерпывающее, четкое представление о состоянии их стенок, подверженных различным внешним и внутренним механическим воздействиям.

По словам начальника отдела технического надзора ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Анатолия Анфиногенова, в условиях Заполярья этому обязательному правилу или, точнее, закону приходится следовать особенно строго, отступления от него чреваты последствиями, способными нанести серьезный урон крайне ранимой северной природе. Арктические экосистемы настолько хрупки, что на восстановление чуть нарушенного баланса требуются даже не годы – десятилетия. Тем более что трубопроводы северного ТПП проложены в тех безлюдных местах, где вольно себя чувствуют звери и птицы, а ручьям, рекам и озерам несть числа.

– И поэтому мы просто обязаны обеспечивать регулярное получение подтверждений надежности всех инженерных сооружений и, в первую очередь, герметичности магистралей, содержащих нефть, – подчеркивает Анатолий Анатольевич. – Ведь по мере выработки установленного проектом ресурса трубопроводы нуждаются в техническом освидетельствовании и компетентных рекомендациях, касающихся очередности, сроков и способов устранения выявленных дефектов.

 

Интеллектуальные устройства

Как рассказал собеседник корреспондента «СВ», наиболее информативными в настоящее время являются методы внутритрубного диагностирования с применением интеллектуальных снарядов. Сложившаяся стандартная процедура обследования состоит из нескольких этапов. Они были последовательно пройдены как на упомянутом нефтепроводе «Южное Хыльчую – Варандей», так и на второй магистрали (диаметром 325 мм и протяженностью 59 км), соединяющей ЦПС Тэдинского месторождения с терминалом «Ардалин».

А. Анфиногенов– Сначала осуществлялся пропуск по трубам калибровочного поршня с мерными дисками различного диаметра для определения минимального проходного сечения и минимальных радиусов поворотов. Такие очистные поршни оборудованы скребками, щетками и магнитами, – говорит Анатолий Анфиногенов. – Затем была проведена очистка полости в целях удаления из нее асфальто-смолистых отложений, парафина, механических примесей перекачиваемой жидкости, мусора и посторонних предметов, продуктов коррозионного и эрозионного износа.

После этого, пояснил он, через камеры пуска в трубопроводы загружали электронные снаряды (профилемеры), чтобы измерить овальность и выявить особенности геометрии в виде сужений, искривлений или каких-нибудь вмятин, а также ради извлечения информации о трубной арматуре (тройниках, вантузах и т. п.).

Без такого обследования с подробным заключением о достоверности полученных данных нельзя было приступать к следующему этапу – прогону магнитного внутритрубного дефектоскопа MFL с продольным намагничиванием.

 

Заглянуть внутрь металла

От специалистов «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» я узнал, что магнитные дефектоскопы имеют несколько решающих и неоспоримых преимуществ перед аналогичными снарядами, где на вооружение взят ультразвуковой метод контроля металла.

Во-первых, они могут применяться в любой рабочей среде, в то время как ультразвук гарантированно распространяется только в однородных жидкостях, свободных от газовых пузырьков и взвесей (их наличие приводит к неизбежной потере части информации). Во-вторых, магнитные снаряды высокого разрешения с сенсорами на основе датчиков Холла за один прогон позволяют решить обширный комплекс задач по обнаружению дефектов всех типов.

Так выглядит внутритрубный дефектоскопТо есть они выявляют потери металла заводского и коррозионного происхождения, трещины и аномалии в сварных швах, немагнитные включения и внутренние расслоения.

Все приборы, о которых шла речь, оснащены чувствительными передатчиками-трансмиттерами. Их сигналы по мере прохождения трассы пеленговались портативными приемниками, используемыми бригадами сопровождения. Посредством установки в контрольных пунктах электронных маркеров в любую секунду можно абсолютно точно определить, в какой именно точке находился снаряд.

– Полученную в результате этих обследований информацию трудно переоценить, статистика выявленных проблем послужит основанием для расчетов скорости распространения коррозии и, соответственно, остаточного ресурса трубопроводов, – отмечает начальник отдела технического надзора северного ТПП. – Это поможет также провести классификацию дефектов, которые подлежат немедленному ремонту. Надо сказать, их немного. Реализованная программа в очередной раз подтвердила, что состояние объектов отвечает всем требованиям промышленной безопасности.

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимках из архива редакции: береговой резервуарный парк Варандейского терминала, куда поступают потоки «черного золота»; А. Анфиногенов; так выглядит внутритрубный дефектоскоп

 

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх