На Усинском газоперерабатывающем заводе (УГПЗ) продолжается плановое обновление трубопроводов. Программой реконструкции на среднесрочную перспективу предусматривается замена десятков километров сетей с акцентом на дюкерных переходах через водные преграды: Колву, Усу и Печору.
Одна из главных магистралей Тимано-Печоры, газопровод Уса – Печора, имеет общую протяженность 154 км. По этой трассе подготовленный нефтяной газ транспортируется для реализации таким крупным потребителям, как Печорская ГРЭС и ООО «Газпром межрегионгаз» (Сосногорский ГПЗ). Также этим газом снабжаются для топливных нужд поселок Сыня и одноименная нефтяная перекачивающая станция. Оба объекта расположены на 106-м километре магистрального газопровода.
Усинский ГПЗ ведет поэтапную модернизацию важной для региона магистрали. Только в последние годы реализовано несколько масштабных проектов.
Так, в 2014 году завершено техническое перевооружение участка газопровода с нулевого по 16-й км. Была произведена полная его замена с монтажом камеры пуска очистных устройств на нулевом километре.
В 2017 году построен двухниточный переход через реку Усу методом горизонтального наклонного бурения (ГНБ), также установлены камеры пуска-приема очистных устройств на 40-м, 43-м, 113-м, 152-м километрах.
На следующий год, также в рамках техперевооружения, демонтировали расширительные камеры (конденсатосборники) на 46-м, 81-м, 111-м, 154-м километрах, заменили линейные крановые узлы на 63-м, 80-м, 140-м километрах.
В конце 2020 года был запущен новый участок газопровода с двумя новыми конденсатосборниками. Узлы сбора конденсата расположены на 16-м и 29-м километрах.
Договоры на реконструкцию и создание важного объекта заключались со строительно-монтажными организациями, проверенными временем и качеством выполнения работ.
Отдельно стоит отметить, что ЛУКОЙЛ-Коми регулярно проводит внутритрубную диагностику магистрали, получает информацию о внутреннем состоянии всей дистанции трубопровода.
На земле и под водой
Как рассказал «СВ» главный технолог – начальник производственного отдела Усинского ГПЗ Виктор Тимофеев, магистральный газопровод Уса – Печора подземного исполнения. Глубина залегания – не менее 1,2 метра. Сложность в строительно-монтажных работах на участке с 16-го по 40-й км обусловливалась его территориальным и географическим расположением: на пересеченной местности с большим количеством заболоченных территорий и водными преградами в виде мелких ручьев и рек: Уса, Большая и Малая Сыня. Несмотря на сложности ландшафта, все выполнялось в установленные сроки.
– При переходе через крупные ручьи и реки проводили работы по горизонтальному наклонному бурению, где сначала выполняли монтаж защитного футляра, затем – монтаж трубы путем протаскивания с берега на берег, – уточнил главный технолог.
С болотами сложнее. В зависимости от стадии развития болота и его происхождения, различаются методы и условия передвижения и работы специализированной техники. Где-то требовалась отсыпка проезда, где-то использовались понтоны (плиты).
– Учитывая наши суровые климатические условия, прокладку трубы старались планировать в зимнее время. Для передвижения техники на поверхности болота намораживали лед, подмороженный грунт вынимали и укладывали трубу, – говорит Виктор Тимофеев.
Если же трубопровод прокладывается в зоне большой заводненности болот или на периодически затопляемых участках, производится балластирование, то есть пригрузка таких участков с целью исключения всплытия трубопровода. Грузы могут быть изготовлены как из бетона, так и из синтетических материалов, не подверженных разложению. Также они производятся в виде мешков, которые заполняются специализированными песочными смесями.
На сегодня продолжаются работы по удалению старого участка газопровода Уса – Печора с 16-го по 40-й км с параллельной ликвидацией двух ниток старых дюкерных переходов через реку Усу. О программе ликвидации мы ранее писали в «СВ» (№ 07 от 25 февраля 2022 года).
От Харьяги и до Печоры
Как сказано выше, программа по замене сетей на Усинском ГПЗ очень объемная. Так, сейчас рассматривается проект по замене ряда межпромысловых газопроводов, начиная от Харьягинского нефтяного месторождения вплоть до Кыртаельского промысла. Программа в первую очередь предусматривает замену дюкерных переходов газопроводов, эксплуатируемых как Усинским ГПЗ, так и другими подразделениями ЛУКОЙЛ-Коми через реки: Колва-5, Колва-4, Колва-3, Колва-2, Колва-1, Уса и Печора. Также в составе программы – замена участков действующего фонда трубопроводов.
В планах предусмотрена очередная масштабная работа по магистральному газопроводу Уса – Печора, где предполагается:
● строительство системы телеметрии для передачи данных в ЦИТС УГПЗ для контроля и регистрации технологических параметров работы газопровода;
● восстановление и переобустройство электрохимической защиты на магистральном газопроводе с 43-го по 154-й км;
● строительство четырех вертолетных площадок на 63-м, 80-м, 112-м и 140-м километрах для обслуживания основных узлов газопровода в период отсутствия автозимника.
Виктор Тимофеев отмечает, что реализация программы модернизации трубопроводного транспорта на заводе и в целом по ЛУКОЙЛ-Коми – процесс непрерывный, программу постоянно дополняют и расширяют.
Каждый год под замену, капитальные ремонты и реконструкцию вносятся сотни километров трубопроводов различного назначения, задействованных во всех технологических процессах подразделений ЛУКОЙЛ-Коми.
Валентина НОВИКОВА