С ШАХТАМИ СРОДНИВШИСЬ…

П. ПресняковГоворят, что опыт – лучший наставник, и это верно. Однако когда речь идет о производстве с условиями потенциально опасными, все же целесообразнее, если этот ценный опыт будет передан новичку как можно быстрее. Потому и проходят вновь прибывшие на шахты Яреги «курс молодого бойца» у тех, кто и в профессии, и в жизни кое-что понимает.

О Петре Тимофеевиче Преснякове наша газета уже рассказывала: за 37 лет его работы в Нефтешахтном управлении «Яреганефть» поводы написать об этом интересном человеке не могли не возникнуть. И совсем неудивительно, что сразу вспомнили о Преснякове, едва заговорили о людях, чьи поступки, отношение к жизни и профессии могли бы служить примером для многих.

Во-первых, Петр Тимофеевич никогда и ни на что не жалуется. Поверьте, его все устраивает, а это почти нонсенс в наше время. Во-вторых, он умеет делиться. Положительными эмоциями, знаниями и накопленным опытом. Делиться искренне и с душой. В-третьих и в-четвертых… Перечислять можно долго, но мы, договариваясь о беседе, решили уделить особое внимание его взаимодействию с новичками, а таких здесь каждый год более полусотни. И я более чем уверена: от того, кто и как даст им жизненный ориентир, будут зависеть их дальнейшая работа и работа всего нефтешахтного управления.

Сейчас Петр Тимофеевич – начальник участка вентиляции и техники безопасности нефтешахты №1, нынешняя должность предполагает обучение молодых специалистов грамотному поведению под землей. Это основа основ, и если не усвоил все на «отлично», в шахте делать нечего: в случае ЧП у каждого будет не более 60 минут (столько действует самоспасатель), чтобы вернуться живым и здоровым.

– Побудить человека работать, тем более работать правильно – очень непросто, особенно это касается ребят молодых, тех, кто развивался в девяностые годы. Здесь нужна особая тактика, знание психологии. За 37 лет стажа я многому научился, человека с первого взгляда понимаю, разговор могу начать с рыбалки, а закончить важной темой, – рассказывает Петр Тимофеевич. – У нынешней молодежи отношение к труду особое: они очень любознательны и с удовольствием изучают новое оборудование, но, к примеру, однообразный тяжелый ручной труд – им не по нраву.

То, как новичок покажет себя в дальнейшем и будет ли надежным членом коллектива, видно сразу: как он относится к инструменту, как ведет себя в забое, как слушает задачи на смену – из всего делает выводы опытный наставник.

– Процентов 80 ребят – те, кто вполне справляются с работой и быстро вникают в суть дела, остальные отсеиваются, не выдерживают, либо просто понимают, что не созданы для шахтерских трудовых будней. Однако я всегда радуюсь за тех, кто осознает и гордится, что выполняет чисто мужскую работу, а не телефонами в магазине торгует, – говорит Петр Тимофеевич.

Заканчивая беседу, задаю стандартный вопрос:

– Не надоело ли Вам тут, в НШУ, все-таки за 37 лет любая работа наскучить может…

– Скучно у тещи на блинах! – меткой поговоркой парирует Петр Тимофеевич. – Как может быть скучен шахтерский труд? Каждый раз меня охватывает чувство большой радости, когда я вновь и вновь встречаю этот знакомый запах прожженной породы, этот запах шахты – он родной, на всю жизнь. А сейчас радуюсь тому, что получается до кого-то донести свои знания: показал-рассказал, парень пошел в шахту, работает хорошо, а я знаю, что в этом и моя заслуга есть. Как тут скучать можно?

Наталия ТАНКОВА

На снимках автора и из архива редакции: П. Пресняков; родной пейзаж

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх