Кыртаельский промысел сегодня – флагман по объемам добычи ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». Однако месторождение – сложное по геологической структуре, к его разработке нужен особый подход. «Черное золото» Кыртаеля похоже больше на пластилин, чем на жидкость, ведь в нем содержится много парафина. Отложения забивают насосно-компрессорные трубы, спущенные в скважины, и устья скважин, поэтому их нужно регулярно промывать. Для этого используется интересный аппарат – установка колтюбинга.
Как рассказал «СВ» заместитель начальника четвертого добывающего цеха (КЦДНГ-4) ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Тимур Нагаев, на борьбу с асфальтосмолопарафиновыми отложениями (АСПО) ежедневно тратятся большие силы. Нефтяники находят оптимальные решения, одно из них – депарафинизация скважин с помощью установки колтюбинга.
Кыртаель – единственное подразделение в ТПП, где применяют эту технологию. Кстати, установку колтюбинга в нефтянке часто используют для промывки колонн обсадных труб после процедуры гидроразрыва пласта (ГРП).
Колтюбинг (от англ. coiled tubing – гибкая труба), или, как его еще называют, «технология «намотанной трубы» – это установка с гибкой непрерывной насосно-компрессорной трубой (ГНКТ), которая заменяет традиционные сборные бурильные трубы при работах внутри скважин. Технология была изобретена в 50-е годы, стала широко применяться только в конце 80-х. Является более экономичной и экологичной по сравнению с классическими колоннами.
В общих чертах технология применения ГНКТ не выглядит сложной. Трубы подбираются в зависимости от характера выполняемых работ, и их диаметр может варьироваться в пределах 19–114 мм. Гибкая колонна сматывается с барабана, который находится на раме тягача. Труба проходит через инжектор, создающий необходимое усилие для продвижения насосно-компрессорной трубы внутри скважины с учетом преодоления силы трения и давления в стволе.
После этого гибкая труба проводится через блок превенторов и поступает в колонну НКТ. Существует множество типов наконечников ГНКТ для различных операций, на Кыртаельском месторождении применяются: гидромониторная насадка, скребки различных диаметров и типоразмеров для борьбы с главным врагом – парафинистыми отложениями обратного клапана, который предназначен для подачи жидкости. Флюид отводится через манифольд в линию трубопроводов.
Для «растапливания» отложений в скважины закачивают горячую воду температурой 80–90 градусов или специальный раствор с химреагентами. Подогревает жидкость агрегат для депарафинизации (АДПМ).
– Мы добываем высоковязкую нефть, по консистенции она больше похожа на пластилин, – говорит Тимур Нагаев. – Дело здесь в большой концентрации парафина. Чтобы его расплавить, мы его потихоньку под давлением вымываем горячей водой. Плюсы установок в мобильности – и АДПМ, и колтюбинг установлены на автомобилях. В среднем на промывку одной скважины уходят сутки, работы проводятся по графику. Технология себя хорошо зарекомендовала.