«Почтальоны» нефти

4 3 1

Морозное утро, яркое солнце и дорога. Полчаса, и на горизонте вырисовывается наш пункт назначения – терминал «Уса», с мощными бело-красными резервуарами для хранения «черного золота». Издалека, на фоне белоснежных просторов, он напоминает восточный дворец. Здесь собирается нефть с большей части северных территорий Коми и частично из НАО и отправляется в центральные регионы страны на дальнейшую переработку.

Мы подъезжаем к стальным воротам Цеха по транспортировке и сдаче нефти (ЦТСН) ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», где на проходной нас уже встречают, ждут, когда наденем каски, пристегнем «самоспасатели» и газоанализаторы, без которых передвигаться по территории запрещено. И вот мы в святая святых, где небольшой коллектив контролирует перемещение огромных объемов товарной нефти.

 

Молодой да ранний

Наш сопровождающий – мастер бригады по транспортировке товарной нефти № 2 (терминал «Уса») Александр Скобелев.

– В прошлом году мы отметили небольшой юбилей. Прошло 15 лет с того момента, как в сентябре 2003 года терминал был запущен в эксплуатацию. Мы – последнее подразделение в технологической цепи добычи на севере Коми и НАО. Здесь производится коммерческий учет нефти и отправка ее в магистральный трубопровод, – говорит собеседник «СВ». – Наша обязанность – следить за качеством продукта, поступающего с месторождений в трубу, за тем, чтобы она соответствовала требованиям ГОСТа.

Мастер выглядит довольно молодо для того, чтобы руководить работой такого стратегически важного для ЛУКОЙЛ-Коми объекта. Интересуемся его возрастом.

– Мне 29 лет, – говорит Александр.

– И уже руководитель? – удивляемся. – Как удалось так быстро подняться по карьерной лестнице?

– Да есть мастера и помоложе. А мне, можно сказать, повезло, – смеется.

Александр Скобелев окончил Усинский политехнический техникум по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Отслужил в армии, устроился в ЛУКОЙЛ-Коми оператором товарным и сразу поступил в Ухтинский государственный технический университет на заочное обучение по той же специальности.

– Один раз заменил мастера, который ушел в отпуск, потом другой, третий, а когда появилась вакансия, предложили занять эту должность на постоянной основе, – рассказывает наш собеседник.

– Подчиненные субординацию соблюдают? – интересуемся.

– В этом плане у нас все строго, – говорит Александр Евгеньевич.

 

Доверяй, но проверяй

Тем временем мы дошли до помещения, где в тишине бодро перемигиваются мониторы компьютеров. Временами из динамиков доносятся голоса, озвучивающие какие-то цифры.

– Это операторная, по сути, мозг нашего объекта. На мониторах отражены абсолютно все параметры работы и процессы, происходящие в данный момент. Мы видим уровень наполненности резервуаров, направление движения нефти в трубах, характеристики «товара» – давление, температура, расход. При необходимости можно изменить режим работы вручную, – рассказывает мастер. – Товарные операторы контролируют технологию и сдачу продукта по плану.

Самое основное на терминале – контроль качества товарной нефти. Здесь же происходит преобразование кубометров «черного золота» в тонны. На терминал с цехов по подготовке приходит уже товарная нефть первой группы. Она поступает с месторождений – Возея, Верхнего Возея, Ламбейшора, Баянды, Алабушина, а также с Головных сооружений, где находится цех подготовки и где нефть делится на легкую и тяжелую.

Также здесь транспортируется товарная нефть сторонних организаций, в основном из Усинского района. В среднем в сутки через терминал проходит порядка 30 тысяч кубометров «черного золота».

Всего в бригаде трудится 11 операторов товарных и пять машинистов, инженер по автоматизированным системам управления (АСУ), который контролирует автоматизацию объекта, и механик цеха.

В операторную заглянул Руслан Хайдаров (механик ЦТСН). По словам Александра Скобелева, именно на нем лежит ответственность за все динамическое оборудование терминала, за производительность и номинальную сдачу насосов.

– А это один из наших операторов товарных Лариса Недобежкина. Ее задача – проконтролировать качество и отпустить требуемое количество товара, – представил женщину за компьютером Александр Скобелев.

Лариса трудится на терминале с момента его запуска в эксплуатацию. Признается, что работой вполне довольна.

Ее деятельность заключается не только в отслеживании параметров на компьютере. Несмотря на то, что практически все процессы здесь автоматизированы, и при возникновении отклонений автоматика мгновенно передает сигнал на монитор, работники цеха регулярно совершают обходы всего парка.

Тем временем Лариса собралась на обход территории. В этот раз она взяла с собой и нас.

– Такой обход у нас происходит регулярно. Проверяется все: печи, нефтяные и пожарные насосы, резервуарный парк, технологические трубопроводы, – рассказывает она. – На смене присутствуют два оператора, одна следит за показателями на мониторах компьютеров, другая идет на обход. Потом меняемся. Все работы все равно контролируются из операторной. Связь по рации.

Зашли на коммерческий узел учета нефти в БКН (блок качества нефти), проба отбирается из специального, установленного для таких целей шарового крана с импульсной трубкой. Лариса набрала в бутылку пробу нефти, которая поступила на терминал.

– В день сколько километров наматываете? – осведомляемся у женщины.

– Да как-то никогда не задумывались об этом. Если с заходами на все объекты – километра полтора-два за раз точно получается, а за смену пять–семь раз таких обходов сделаешь. А если берешь пробы, то их также надо отнести в лабораторию, которая находится за пределами территории терминала. Обход занимает 20–30 минут.

 

Глаз да глаз

Здесь же, на коммерческом узле учета нефти, инженер АСУ Альберт Хасанов занят своей работой. Он контролирует автоматику, в том числе проверяет работоспособность метрологических приборов.

Альберт – пока еще новичок на предприятии. Устроился в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» год назад. До этого трудился в строительной организации в Западной Сибири. Направил резюме, и его пригласили. В свое время окончил авиационный институт, но о профессии нефтяника знает не понаслышке. Начинал с оператора добычи, освоил другие специальности, пожил и в вагончике, и в общежитии, работал вахтой.

– На узле мы работаем без остановок, осуществляем контроль оборудования, регулярно проводим технический осмотр, отвозим на поверку измерительные приборы, чтобы они показывали достоверную информацию, – отмечает Альберт Хасанов. – Работа интересная. Очень ответственно трудиться на объекте, который является одной из стратегических точек ЛУКОЙЛ-Коми. Через нас проходит практически вся нефть, которая добывается на усинских месторождениях. И мы – та точка отправки, место, где все подсчитывается до грамма.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

В среднем 30 тысяч кубометров нефти в сутки проходит через терминал «Уса»

[/bubble]

4 3 2

4 3 3

4 3 4

Светлана БЫКОВСКАЯ

На снимках Александра ГРЫЗЛОВА: резервуары для хранения «черного золота»; у задвижки мастер бригады Александр Скобелев; Лариса Недобежкина берет нефть на пробу; Альберт Хасанов наблюдает за работой приборов

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх