Кыртаельский промысел неизменно остается локомотивом по добыче нефти среди южных месторождений Тимано-Печоры. Недра щедро делятся с лукойловцами «черным золотом» и его неизменным спутником – попутным нефтяным газом. Для доставки газа на Печорскую ГРЭС необходима газокомпрессорная станция (ГКС) «Кыртаель», которая аккумулирует сырье с месторождения, подготавливает его и направляет на газораспределительную станцию «Печора».
В «свободном плавании»
Главная особенность ГКС-2 «Кыртаель» – практически полная автономность. Дело в том, что вместо газотурбинных или электрических двигателей станция оснащена газопоршневыми двигателями внутреннего сгорания.
– Двигатель функционирует на попутном нефтяном газе, от электричества мы практически не зависим. От него работает только система охлаждения газа, – пояснил начальник станции Алексей Усачев. – Установки надежные. С момента запуска станции в 2010 году машины трудятся практически без остановки, не считая планового технического обслуживания. ГКС-2 находится на территории Пункта подготовки и сдачи нефти (ППСН) четвертого цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», в 15 километрах от Печоры, однако де-юре остается в составе Усинского газоперерабатывающего завода (УГПЗ).
Алексей Усачев говорит: несмотря на удаленность от главного офиса, газовики всегда на связи – совещания по селекторной связи проходят два раза в день. А коллеги из Усинска всегда готовы прийти на помощь. Также тесно взаимодействуют с нефтяниками, все технологические процессы связаны.
Все идет по плану
ГКС-2 принимает, компримирует и охлаждает газ, поступающий с первой и второй ступеней сепарации ППСН «Кыртаель».
Газ с первой ступени при температуре 12–14 градусов поступает на прием входных сепараторов, где из него выделяются пары влаги и конденсата. Очищенный, далее он подается в цилиндры нагнетания, где сжимается, после – поступает на аппараты воздушного охлаждения для снижения его температуры с 90–100 градусов до 15–25. Охлажденное голубое топливо по высоконапорному газопроводу отправляется потребителю – на Печорскую ГРЭС, которая вырабатывает электроэнергию, питающую многие населенные пункты Республики Коми, а также промыслы ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз».
Газ со второй ступени сепарации значительно тяжелее «коллеги» с первой ступени. В конце 2018 года на ГКС прошла модернизация. Так, приняты технические решения, оптимально подходившие под текущие технологические режимы работы оборудования ГКС и ППСН.
В ходе модернизации было установлено дополнительное технологическое оборудование для подготовки газа второй ступени сепарации перед компримированием, в состав которого вошли: аппарат воздушного охлаждения (АВО) и газовый сепаратор. Также в рамках технического перевооружения ГКС была модернизирована система подготовки топливного газа, необходимого для работы газомоторного привода компрессорных агрегатов.
Процесс основан на способности тяжелых углеводородов при понижении температуры переходить из парового состояния в жидкую фазу с последующим отделением ее от газа в сепараторе.
Неподготовленный газ второй ступени сепарации под собственным давлением поступает на теплообменную секцию АВО, где охлаждается потоком воздуха. Далее он подается в сепаратор, где от него отделяется жидкая фаза, после чего он поступает на прием газового компрессора, компримируется и направляется в газопровод.
ГКС «Кыртаель» – важное звено в системе обеспечения установленного процента полезного использования попутного нефтяного газа.
Проектная мощность станции – 255 млн кубометров газа в год, объем суточной поставки на Печорскую ГРЭС – около 0,7 млн кубометров.
От теории к практике
Газопоршневая компрессорная установка потребовала от газовиков дополнительных знаний. После строительства ГКС специалисты Усинского ГПЗ отправились на обучение, где узнали все нюансы работы с необычным оборудованием, а теперь помогают освоиться вновь прибывшим коллегам.
– Наши труженики очень бережно относятся к оборудованию и скрупулезно – к своей работе, – отмечает Алексей Усачев. – У нас всегда и везде царят чистота и порядок.
Трудятся газовики Кыртаеля вахтовым методом, установку обслуживает бригада УГПЗ из двух человек в дневную и ночную смены. Так, машинист компрессорных установок Максим Матвеев работает здесь с 2013 года и с гордостью рассказывает как об оборудовании, так и о людях.
– Коллектив подобрался дружелюбный, каждый готов прийти на помощь коллеге, – говорит он.
Кстати, работать на непривычном оборудовании Максим учился уже на практике, опытом поделились наставники.
Алексей Усачев
Машинист компрессорных установок Иван Болдарев
Компрессорная установка
Максим Матвеев в операторной
Газосепаратор
Валентина ЗАХАРОВА
Снимки Александра ГРЫЗЛОВА