Операция «Ликвидация»

6 3 1

30 сентября в ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» прошли масштабные учения по отработке совместной работы экстренных служб.

 

В боевой готовности

В 8.35 в кабинете главного инженера предприятия сработала аварийная тревога. На одной из кустовых площадок Западно-Тэбукского месторождения случилось ЧП. При обследовании скважины № 234 была повреждена арматура, это привело к разгерметизации, на землю вытекает нефтесодержащая жидкость, а сама скважина перешла в открытый фонтан. И. о. главного инженера Андрей Кулеш отдает распоряжение готовить людей и средства для ликвидации последствий. Действовать нужно оперативно – в зоне аварии проходит ЛЭП, промысловый нефтепровод, поблизости есть водный объект и населенный пункт – ущерб может быть существенным. Работа всего ТПП переведена в режим чрезвычайной ситуации.

6 3 2lПримерно в 9 часов штаб отправляется к месту событий недалеко от поселка Нижний Одес. На кустовой площадке руководство встречает тяжелая техника и аварийные службы.

– Разрешите доложить, по вашему указанию обустроен пост охраны, введен пропускной режим, чтобы не допустить посторонних, – рапортует Руслан Зиятдинов, начальник КЦДНГ-1. – На данный момент присутствует пожарная часть в полной боевой готовности, а также аварийно-спасательная бригада из 4 человек. Оборудование доставлено, тяжелая тракторная техника тоже. К ликвидации последствий аварии готовы на 100 %.

О том, что скважина превратилась в фонтан, сообщили в республиканский противофонтанный спецотряд МЧС, который базируется в Усинске. По тревоге он вылетел в Ухту на вертолете. Однако пока специалисты-противофонтанщики добираются, дел всем хватает. Лаборанты проводят замеры воздуха вокруг кустовой площадки, аварийщики готовятся приступить к откачке нефтесодержащей жидкости. По легенде, она загорелась, и, прежде чем приступать к ликвидации, нужно потушить огонь. В дело вступает пожарный расчет 96-й объектовой части. Автоцистерна «Урал» подгоняется к обваловке. Сначала предполагаемый эпицентр возгорания заливается водой – сбивается пламя в устье скважины, а затем происходит пенная атака на горящую поверхность.

– Мы должны сбить воспламенение в течение 10, максимум 15 минут, – объясняет врио начальника 96-й пожарной части Андрей Лужников. – Здесь рядом нет источников воды, которые мы могли бы использовать при тушении, поэтому все надо делать быстро, рассчитывать на свои силы. В цистерне у нас где-то 5,5 кубометра воды, а пены мы сейчас израсходовали порядка 350 литров. Этого достаточно.

 

Знают толк

Когда огонь потушен, к обваловке подбегает аварийно-спасательная бригада в защитных костюмах. Четыре человека устанавливают заградительный экран, чтобы жидкость не вытекала за границы кустовой площадки.

– После того, как экран поставлен, наша задача подготовить все к тому, чтобы началась откачка нефтесодержащей жидкости, – осматривая местность, замечает Сергей Мурзюков, мастер аварийно-восстановительного подразделения. – Для этого мы сейчас прямо здесь смонтируем емкость на 30 кубометров: металлический каркас, изнутри покрытый изолирующим материалом. Насосом мы сюда будем закачивать жидкость из-за обваловки, затем ее вывезут для утилизации.

6 3 3rВ это же время к месту аварии прибывает противофонтанный спецотряд. В республике он единственный, кто занимается сложным и опасным делом тушения фонтанирующих скважин. Каждый из 11 мужчин знает толк в тонкостях нефтяной и газовой промышленности, физически и морально подготовлен.

– Человек должен быть психологически устойчив. Представьте, что все вокруг скважины горит, а он должен сознательно пойти работать в огонь, – объясняет начальник противофонтанного аварийно-спасательного отряда Максим Мартынов. – Тебя поливает нефтью, ты весь грязный, вокруг жижа по колено, еще и горящая, например. Правильно все сделать в критических ситуациях вдвойне сложнее, поэтому у нас нет лимита по времени. Главное – результат.

По легенде, пламя уже потушено, есть только выход жидкости. Во время учений фонтан имитируют водой. Однако, несмотря на это, работают как во время настоящего ЧП: звеньями по три человека, в защитном облачении, сменяясь каждые 5–10 минут. Задача – демонтировать поломанное оборудование, а потом с помощью спецсредств заменить его на исправное. За работой специалистов следят наблюдатели из руководства республиканского МЧС.

– Пока все идет отлично, – комментирует Андрей Корепанов, зам. начальника ГКУ «СПАС-Коми». – В целом, если оценить масштаб учений, «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» правильную площадку выбрал. К тому же действия всех участников тренировки компетентны, замечаний нет.

Вместе с наблюдателями за действиями подчиненных присматривает председатель чрезвычайной комиссии предприятия. Как только поступило сообщение об аварии, он незамедлительно прибыл на объект.

– Такие масштабные учения с участием республиканского противофонтанного отряда в «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» проводятся впервые. Поэтому постарались все организовать максимально приближенно к боевым условиям, – резюмирует Андрей Кулеш, начальник отдела добычи нефти ТПП. – Как итог: видно, что специалисты отработали достаточно слаженно и готовы. Простоев в ожидании техники, оборудования или материалов для ликвидации последствий разливов нет. По плану действий – тоже. Есть небольшие замечания, но в основном в части организационных недоработок. Например, разные радиостанции у наших служб, неудобно. Подумаем, как исправить ситуацию, но именно по самой работе – твердое «хорошо».

Спустя несколько часов ликвидация последствий аварии идет своим чередом. Работы близятся к завершению. Фонтан на скважине ликвидирован, нефтесодержащая жидкость откачана. По технологии еще предстоит сделать вторичную обваловку кустовой площадки, привести все в порядок. Масштабные совместные учения подходят к концу, можно перевести дух – задачу выполнили.

Олег ИСМАИЛОВ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх