Огонь, воду и хитрое переплетение труб проходит нефтесодержащая жидкость перед тем, как стать «черным золотом». Разделить и подготовить нефть, попутный газ и воду призвана установка подготовки нефти (УПН) «Баяндыская».
УПН на Баянды аккумулирует нефтесодержащую жидкость (НСЖ) с пяти месторождений: Баяндыского, имени А. Алабушина, Прохоровского, Верхне-Ипатского и Южно-Баяндыского. Установка по праву считается сердцем третьего цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
Разделить и подготовить!
НСЖ на Баянды похожа на газировку с сероводородом. Потому, кроме разделения на традиционные фракции (нефть, попутный газ и вода), нужно очистить кислый газ от серы.
Сначала от поступающей по сети трубопроводов жидкости отделяют газ, затем воду – ее закачивают обратно в пласт, чтобы она создавала дополнительное давление и «подгоняла» нефть ближе к поверхности. Нефть же проходит процедуру обессоливания и «обдувки», то есть очистки газом. После отправляется на терминал «Уса».
– Очистка газом – интересный процесс. Нефть подается в колонну сверху, а снизу подается газ, который выдувает все ненужные примеси, – рассказал технолог УПН «Баяндыская» Андрей Кузнецов.
В сутки УПН перекачивает около 3 700 кубометров нефти, около 1 000 кубометров воды и 988 000 кубометров газа.
Кстати, на промыслах третьего цеха нефть легкая – отлично подходит для производства бензина высшего класса.
Такой разный газ
Кроме подготовки нефти, как сказано выше, на УПН очищают и газ. Дело в том, что нужно отделить сероводород от товарного газа. Для этого здесь построили установку аминовой очистки. Получается безотходное производство – чистый газ направляют на Усинский газоперерабатывающий завод, а из так называемого «кислого» делают гранулированную серу.
– Это здорово с точки зрения экологии. Ничего не пропадает – кислый газ перерабатывается. Кстати, экологичное производство не пугает лесных жителей. Наоборот, зимой к нам в гости повадилась лиса, – поделился Андрей Кузнецов.
Эти желтые… «таблетки»
Уникальность УПН на Баянды – как раз в «заводе» по производству гранулированной серы.
Чтобы получить полезный материал, сероводород сначала «обжигают». Кислый компонент вступает в реакцию с кислородом при температуре 1 100-1 200 градусов. В результате получается сера, это называется процессом Клауса, а установка для извлечения серы – реактором Клауса.
После серу нужно превратить в гранулы (для удобства использования). Установка для грануляции полностью автоматизирована.
– Гранулированная сера похожа на таблетки «Но-шпы» – маленькие желтые шарики. На заводе сера фасуется по мешкам, а уже готовый продукт складируют на специальной площадке и вывозят по «зимнику», – говорит Андрей Кузнецов.
Отметим, что сера наряду с нефтью, углем, поваренной солью и известняком относится к пяти основным видам сырья химической промышленности и имеет стратегическое значение для обеспечения населения продовольствием, так как является необходимым питательным минеральным элементом для растений, источником плодородия почвы и повышения урожайности. Серу применяют и в процессе вулканизации резины.
Также гранулированная сера используется в областях искусственных волокон, люминофоров, пигментов, красителей, при производстве спичек, лекарств.
В режиме онлайн
Голова УПН – операторная. Именно отсюда координируются все процессы на установке. В просторной комнате с огромными мониторами работают два технолога. Один отвечает за нефть, второй – за газ.
Их задача – контроль всех параметров, уровня жидкостей, давления и температуры, предупреждение и устранение неисправностей в системе. А также они обязаны грамотно сориентировать и направить к месту поломки персонал.
Все процессы в режиме онлайн отслеживает система телеметрии, технологи внимательно следят за показателями на схеме установки.
– Большинство операций, конечно, делается удаленно. Но бывает, что направляем оператора или машиниста на место. Кроме того, нам нужно вести оперативную документацию, анализировать показатели работы. Работа на УПН – самая ответственная, – отмечает технолог Ильнур Садыков.