Что такое 300 километров на карте нашей огромной страны? Не так уж и много: например, дорога от Москвы до города невест Иваново. Внушительнее дистанция смотрится на карте одиннадцатого по величине субъекта Федерации – Республики Коми. От ее географического центра в сторону Урала протянулся первый добывающий цех (КЦДНГ-1) ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», который разрабатывает восемь месторождений в трех муниципалитетах региона.
Западно-Тэбукское, Турчаниновское, Западно-Турчаниновское, Расьюское, Мичаюское, Северо-Савиноборское и Восточно-Савиноборское, газовое Джебольское месторождения – все это «хозяйство» КЦДНГ-1 ухтинского ТПП, основанного 60 лет назад. «Штаб-квартира» цеха находится в черте поселка нефтяников Нижний Одес, что в Сосногорском районе Коми.
Но давайте по порядку. Западный Тэбук – базовый промысел КЦДНГ-1, открыт в далеком 1959 году и до сих пор не сдает позиций. Здесь, в тесном соседстве с нефтедобытчиками, работает Цех подготовки и перекачки нефти.
Джебол, как его называют нефтяники, газовое месторождение. Находится в Троицко-Печорском районе республики и снабжает голубым топливом поселок Комсомольск на Печоре. Кстати, именно от этого поселка начинаются туристические маршруты на Приполярный Урал.
Новое «наследство» первого цеха – Савиноборский участок, куда входят три одноименных промысла. И это уже Вуктыльский район. А расстояние между отдаленными месторождениями составляет около 300 км.
60 лет трудовой вахты
Промышленная эксплуатация Западно-Тэбукского месторождения началась в далеком 1961 году. Здесь добывают легкую нефть с небольших глубин — до 2 000 метров, которая очень ценится коллегами на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе.
Как рассказал «СВ» мастер по добыче нефти и газа КЦДНГ-1 Георгий Земляной, «почтенный» возраст промысла легко определить по способу разбуривания скважин. Раньше бурили «узлом», поэтому на одной площадке можно увидеть «спаренные» станки-качалки. Нет, они не делают двойную работу, а качают «черное золото» с разных горизонтов. В наше время нефтяники отказались от подобного способа добычи в пользу кустового.
Кроме фонда скважин, для обслуживания промыслов на территории деятельности первого цеха построены блочная кустовая насосная станция (БКНС) «Западный Тэбук», дожимная насосная станция, нефтеперекачивающие станции на Турчаниновском месторождении и станция поддержания пластового давления.
БКНС расположилась на некотором удалении от административно-бытового комплекса, в смену здесь трудится один машинист. Так, машинист по закачке рабочего агента в пласт Наталья Шкиренко пришла в нефтянку еще в 1990 году, с 2003-го – в ЛУКОЙЛе, а еще через пять лет «осела» на Тэбуке. Она признается, что на работе скучать не приходится, ведь к насосам относится, как к детям, – бережно, с пониманием особенностей каждого агрегата.
На территории БКНС есть помещение для операторов по добыче нефти и газа. Здесь они могут пообедать или отдохнуть между объездами. Кстати, подобный бригадный дом для второй бригады цеха недавно приняли в эксплуатацию в десятке километров от Одеса.
Щедрый Силур
Ежедневно первый цех добывает порядка 8 500 м3 нефтесодержащей жидкости. Работы по увеличению нефтеотдачи ведутся постоянно. Среди методов интенсификации — обработка призабойной зоны пласта различными реактивами и гидроразрыв пласта (ГРП). В текущем году на Тэбуке впервые испробуют еще одну технологию – горизонтальное бурение.
По словам заместителя начальника КЦДНГ-1 Ризвана Анвера оглы Курбанова, в минувшем году из консервации и бездействия выведен ряд скважин.
– Мы вскрыли некогда забытый пласт – отложения Силура. Эта залежь занимает почти половину Западного Тэбука, – поясняет он. – Сейчас мы исследуем пласт, именно по нему летом будет вестись бурение. Используем существующие скважины, боковые горизонтальные стволы «уйдут» до километра в сторону.
Отметим также, что на 2020 год в первом цехе запланирована реконструкция межпромысловых трубопроводов. Капитально отремонтируют около 15 км.
Выбираем наших
В КЦДНГ-1 трудятся 180 человек. На Тэбуке и ближних месторождениях работают в основном жители Одеса. Ризван Анвер оглы Курбанов отмечает, что в последние годы в отрасль приходит много молодежи, все сотрудники активные – занимаются спортом, участвуют в различных мероприятиях.
Это и понятно, перед глазами молодых – пример отцов. Также и сын самого замначальника цеха, хотя и учится всего в пятом классе, мечтает стать нефтяником. Пока осваивать будущую профессию еще рано, Сабир с удовольствием помогает папе в гараже.
Ризван Анвер оглы говорит, что вся жизнь нижнеодесцев неразрывно связана с работой.
– Бывает, поедем с семьей за грибами в сторону промысла, все на грибы смотрят, а я глаз да глаз за скважинами, – шутит он.
Наш собеседник пришел в нефтянку сразу после училища, трудился и слесарем, и оператором по добыче нефти и газа, и мастером, был заместителем начальника второго цеха, но душой выбрал именно КЦДНГ-1.
– Так как я живу в Одесе, меня перевели обратно в первый цех. Я здесь проработал много лет, все скважины знаю: какая и как себя ведет. Промысел стал родным для меня, – заключил он.
Ризван Анвер оглы Курбанов
Георгий Земляной на обходе
Технологи КЦДНГ-1: Денис Пузин, Александр Комаров, Сергей Семихов
Сверяем планы. Заместитель начальника цеха по геологии Дмитрий Пивоваров за работой
БКНС
Наталья Шкиренко на рабочем месте
Валентина ЗАХАРОВА
Снимки Александра ГРЫЗЛОВА