или Как реагировать на критику
Положа руку на сердце, согласимся, что на критику существует только две реакции: болезненная и очень болезненная.
От ухмылки до улыбки
На работе просто необходимо учиться скрывать уязвленное самолюбие под маской улыбки. Чем быстрее мы преодолеем расстояние от кривой усмешки до широкой улыбки, тем лучше для нашего профессионального роста. Психологи советуют: если вас отчитывают за что-то, не пытайтесь препираться, приберегите на потом объяснения, уточнения и даже справедливый гнев.
Если позволит самообладание, можете пересказать адресованные вам замечания своими словами. Этим вы покажете, что внимательно все выслушали. Ответьте начальнику: «Я понимаю, что вы имели в виду» и сразу увидите, что его раздражение развеется. Если вы находите критику безосновательной, а факты извращенными, то молча выслушайте претензии. Это не означает, что вы не согласны с критикой. Этим вы покажете, что просто не противоречите начальнику. Ваши препирательства могут вызвать у начальника желание доказать свою правоту во что бы то ни стало.
На самом деле нормальному человеку психологически тяжело вызывать на себя огонь ответных нападок и обид. Поняв, что вы ему не собираетесь перечить, начальник оставит вас в покое. Однако в этом случае существует опасность, что вы не сможете побороть свою обиду на него, зациклившись на форме, в которой высказана критика. Или станете испытывать смущение и гнев при мысли о том, что впали в немилость. Дайте себе пару дней на то, чтобы остыть. В это время позволительно жаловаться близким и друзьям, злиться на начальника.
Три вопроса по существу
Чтобы продуктивно переработать негативный опыт, задайте себе три вопроса.
1. Есть ли в критике здравое зерно?
2. Говорили ли мне это раньше?
3. Чем придется пожертвовать, чтобы измениться?
Ответы наверняка дадутся вам нелегко, но ваши мысли будут направлены в позитивное русло. Важно понять: если вы уже давно работаете в данном учреждении, то, в целом, вашей работой довольны! Если критика появилась сразу после вашего повышения, то это связано с тем, что и требования к вам возросли. Это позволяет преодолеть обиду.
Как правильно критиковать
Критика не может быть приятна по определению. Однако если вы научитесь извлекать из нее рациональное зерно, то, в конце концов, преуспеете. Научитесь также высказывать людям какие-то претензии, не нанося им при этом душевных ран. Вот несколько советов.
1. Избегайте огульных и безосновательных обобщений, повышенного тона, которые делают критические замечания унизительными и бездейственными.
2. Помните, что похвала – самая действенная мотивация для любых перемен. Поэтому не делайте акцента на недостатках, сосредоточьтесь на достоинствах. Высказывая замечания, одновременно говорите что-нибудь хорошее. Например: «Вы прекрасно справляетесь с поставленными задачами, но невнимательны при оформлении документов».
3. Комментируйте только объективные факты, никогда не ссылайтесь на внутренние мотивы, о которых не можете с уверенностью судить.
4. Будьте конкретны в описании проблемы и ее решения.
5. Старайтесь сгладить неприятный осадок. Получив порцию критики, человек обычно замыкается. Поэтому не заканчивайте на этом беседу сразу. Поговорите с критикуемым еще немного в дружелюбном тоне.
Подготовил Дмитрий БАЛДИН