На третьей шахте НШУ «Яреганефть» введено в эксплуатацию новое оборудование. Штрекоподдирочная машина производства немецкой компании HAZEMAG MINING будет применяться в горных выработках для выравнивания породы, вспученной в результате геологических воздействий.
Штрекоподдирочные машины на гусеничном ходу не заменимы для поддирки подошв выработок, размельчения и погрузки горной породы. Машина оборудована ковшом со встроенными ударными молотками, приводимыми в действие гидравликой. Как заверил нас представитель завода-изготовителя Александр Райх, техника надежна в эксплуатации, безопасна в условиях шахты, проста в обращении и техническом обслуживании.
– Эта модель войдет в историю по «российско-немецкой сборке», – шутит представитель германской стороны. – Дело в том, что здесь впервые пришлось разобрать ее на маленькие части и поочередно спускать их в выработку: грузоподъемность клети не превышает трех тонн, а наша модель весит 11. Но мы справились с поставленной задачей, и машина уже прошла тестовые испытания.
В верности этих слов мы убедились при спуске в шахту, где Райх уже две недели подряд руководит сборкой и обучает персонал необходимым навыкам. Сейчас этот процесс подошел к завершению, поэтому принимать работу спустился в выработку лично начальник шахты.
…Оборудование стояло в одном из штреков в полной боевой готовности. Несколько ловких движений ковшом – и машинист горно-вымоечных машин НШ-3 «срезал» часть «нароста» подошвы за пару минут. К слову, за сутки машина подготовила пять метров выработки, что намного превышает норму при обычном способе восстановления.
– Мы сначала скептически отнеслись к приобретению этой установки, – дает в забое свои комментарии начальник НШ-3 Владимир Утяшев. – Ведь техника разработана, прежде всего, для угольных шахт, оборудованных конвейерными лентами для отгрузки и транспортировки срезанной породы. Мы же имеем в своем распоряжении только рельсовую откатку, кроме того, вдоль наших выработок проходят нефтепроводы, водопроводы, паропроводы. Да и сама выработка – с меньшим сечением. Но мы взяли-таки на себя ответственность и, как оказалось, – не зря. Габариты у машины сравнительно небольшие, она мобильна и поворотлива, может аккуратно «залезть» даже в самое труднодоступное место. «Механическая рука» работает во всех плоскостях, «поддирает» и в нишах, и в сбойках. Проблему с конвейером мы тоже решили: будем работать в несколько этапов, сначала пойдем в одном направлении, сбрасывая породу в сторону, потом обратно – по проложенным путям, закидывая ее уже в вагоны. Думаю, что с помощью ее восстановим еще и водоотливные канавки.
Александр Райх, внимательно выслушав начальника шахты, добавляет, что в случае поломки, а это происходит крайне редко, диагностировать возникающие проблемы здесь проще простого: в комплектации идет специальное оборудование, подсоединив которое, можно узнать о поломке, не разбирая машину.
В случае нештатной ситуации здесь сработает система блокировки, так что за свою безопасность шахтеры тоже могут быть спокойны.
По словам специалистов, фронт работы для этой техники огромный, специфика третьей шахты такова, что здесь почти 95% выработок проходит по «мягким» пластам, поэтому со временем вспучивание подошв, сложенных мягкими породами, неизбежно.
Так что на поверхность эта машина вернется нескоро.
Наталия ТАНКОВА
На снимках автора: испытание новой техники; В. Утяшев (слева) и А. Райх