Многолетние споры о повышении пенсионного возраста вспыхнули с новой силой. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил на конференции в Высшей школе экономики, что без этого сделать пенсионную систему самодостаточной не получится. Он подчеркнул, что на дотации Пенсионному фонду ежегодно выделяется почти триллион рублей.
С больной головы – на здоровую
Почему другие страны – экспортеры сырья выплачивают пенсии за счет экспортных доходов, а в России это делать нельзя, Силуанов не объяснил. Но при этом он уверен, что пенсионная реформа должна стимулировать людей к более позднему выходу на заслуженный отдых.
Главу Минфина поддержал и руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Алексей Шохин. Он предложил брать пример с Крыма, где до недавнего времени и мужчины, и женщины выходили на пенсию в 60 лет. «Надо воспользоваться случаем и принципы гендерного равенства реализовать», – сказал глава РСПП.
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев также согласился, что тему повышения пенсионного возраста нужно обсуждать, однако отметил, что это не станет для пенсионной системы панацеей.
Создается впечатление, что министры-экономисты и капитаны бизнеса только и ждали украинского кризиса, чтобы отказаться от социальных обязательств. Ведь повышение пенсионного возраста – это и есть отказ от выплаты пенсий части пенсионеров.
Жалобы Силуанова на бюджетные трансферты в пенсионную систему также выглядят не вполне убедительно. Ведь ее так называемая самодостаточность, о которой мечтает Минфин, будет означать, что ни одного рубля от налогов с экспорта сырья пенсионеры никогда не получат. Почему нужно вводить такое условие, которого не придерживаются другие страны – экспортеры сырья, не вполне понятно.
Триллион рублей на помощь пенсионной системе – это действительно немалая сумма. Но примечательно, что сам же Минфин теряет сопоставимые доходы бюджета из-за собственной бюрократической неразберихи.
Так, например, недавно Счетная палата (СП) нашла для Минфина многомиллиардные резервы при сборе так называемых неналоговых доходов (без учета доходов от внешнеэкономической деятельности). В прошлом году они составили 894 млрд руб. Из них доходы от использования имущества – 38,9%, платежи при пользовании природными ресурсами – 27,4%, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 15,1%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 11,9%, другие неналоговые доходы – 6,7%. Но эти самые доходы могли бы быть значительно больше, считают в СП.
Дело в том, что система сбора неналоговых доходов регулируется сразу несколькими кодексами, и в связи с тем, что они принимались в разное время, в них полностью не определены нормы формирования платежей, рассказал аудитор СП Сергей Штогрин. В итоге, бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования в этой области. И это происходит в условиях необходимости жесткого исполнения бюджета.
Выходит, ведомство Силуанова не готово навести порядок с доходами и расходами бюджета, но требует увеличить пенсионный возраст, считая это самой удобной для себя мерой.
Мнение экспертов
Мнения экспертов о целесообразности повышения пенсионного возраста разделились. Аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин полагает, что эта мера неизбежна и рано или поздно ее все равно придется вводить.
Он напоминает, что уровень пенсионного возраста в России и так один из самых низких в мире, да и разница между мужским и женским пенсионным возрастом достаточно велика. «В большинстве стран разница либо отсутствует, либо составляет период до двух лет. Поэтому первые шаги представители власти могут сделать именно в этом направлении», – уверен Кузьмин.
«Возможно, ярые феминистки обрадуются подобной уравниловке между мужчиной и женщиной, но подавляющее большинство не одобрит такого решения со стороны главных джентльменов страны», – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее словам, нужно более пристально наблюдать за формированием неналоговых доходов. Уже этого будет достаточно, чтобы повысить наполняемость бюджета.
«В настоящее время нагрузка на нефтегазовый сектор российской экономики очень велика, государство изымает почти все сверхдоходы, которые получают нефтяники», – рассуждает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. – При этом нагрузка, в том числе и социальная, на бюджет растет, а цены на нефть и газ не обладают большим потенциалом роста. В этом свете самодостаточность пенсионной системы РФ выглядит архиважной».
В то же время первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева полагает, что повышением пенсионного возраста желаемого эффекта Правительство не добьется. «У нас все равно низкая продолжительность жизни, в среднем на 15–17 лет меньше, чем в тех странах, на которые мы привыкли ссылаться по пенсионному возрасту», – считает она.
А одним из главных источников дефицита Пенсионного фонда, по ее словам, является накопительный элемент, который не идет на выплату текущих пенсий, но и будущим пенсионерам фактически ничего не дает.