МЭЛ” МАНЗАРАНА ВИКТОР ВЫЛКА

05-1

Мэл” манзарана в переводе с ненецкого – искусный мастер. Эти слова сдержанные, скупые на похвалу и проявления восторга коренные жители Крайнего Севера произносят редко. Только избранные удостаиваются подобного лестного отзыва. Талантливый мастер-косторез, художник, скульптор Виктор Вылка – из их числа.

Постоянные читатели «Северных ведомостей» уже немного знакомы с этим одаренным человеком, живущим в заполярном Нарьян-Маре. Напомним, это он был ваятелем тех ледовых скульптур, которые несколько зим кряду служили украшением территории возле офисного здания ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Но создание композиций изо льда – лишь одна из граней его творчества, составляющего суть и смысл жизни Виктора…

ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛИ

Сколько себя помнит, пальцы постоянно тянулись к цветным карандашам, кисточкам для рисования, пластилину или другим материалам, которым можно было придать определенную форму, следуя своим фантазиям и мечтам. Он не переставал удивляться тому, что вполне заурядные, скучные и поначалу неодушевленные субстанции и предметы способны принять в его тогда еще детских руках узнаваемые облики живых существ, наделенных характером и настроением.

Обладающий такими задатками и таким пылким воображением паренек, который воспитывался вместе с сестренкой в Ненецкой школе-интернате, был замечен преподавателями Детской школы искусств Нарьян-Мара. Наверно, рано или поздно он все равно пришел бы к созиданию прекрасного. Но ему, он уверен, несказанно посчастливилось, что это произошло рано. Очень благодарен учительнице, наставнице, первой проводнице в страну художественного творчества Майе Афанасьевне Ледковой.

Да и потом, в годы учебы в Салехардском училище культуры и искусств и Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна, ему тоже везло на хороших людей, щедро помогавших постигнуть тайны мастерства. Но и педагогам повезло с таким учеником тоже – он впитывал новые знания, словно губка.

ОБРЕТЕНИЕ МАСТЕРСТВА

Четыре года назад об этом в разговоре с журналистами сказала Ирэн Александровна Монсе, которая когда-то в Салехарде преподавала Виктору уроки живописи и скульптуры.

Она была очень рада, что Вылка стал настоящим, самобытным, зрелым мастером. В Салехарде проходили Дни культуры Ненецкого автономного округа, и Виктор приехал туда в составе делегации из Нарьян-Мара, чтобы представить свои работы. Они заслужили одобрительные отзывы истинных ценителей произведений декоративно-прикладного искусства. Ирэн Александровна первая поздравила его с большим творческим успехом.

Столь же высоко плоды творчества Виктора Вылки не раз оценивали в Мурманске, Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге ?– словом, всюду, где созданное им приковывало взоры посетителей художественных выставок. Эти скульптуры, фигурки, которые он вытачивает, вырезает из бивня мамонта и клыка моржа, рога северного оленя или лося, хочется созерцать долго и обстоятельно, вглядываясь в мельчайшие детали и восхищаясь совершенством их форм. При этом они не кажутся застывшими, навек замершими – в них сохраняется энергия движения, они словно бы излучают тепло и в любой миг готовы ожить. Миниатюрный олененок вот-вот совершит озорной прыжок, мальчишка в малице рассмеется, а полярная сова взмахнет крыльями и устремится в погоню за леммингом…

Да, на такое способны лишь самые искусные мастера.

ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ

Он мог целиком и полностью сосредоточиться на этом: на извлечении сокровенной сути из твердой и неподатливой материи, на придании ей радующих глаз очертаний, чтобы эти пластические мини-скульптуры потом служили украшением художественных салонов, а их автор пожинал лавры. Мог пойти и по другому пути, поставив на поток изготовление изящных поделок для богатых людей. Они пользуются большим спросом, и за них готовы дорого платить. Кто кинул бы в него камень за это?

А Виктор, изредка сетуя на то, что совсем не хватает времени на воплощение очередного замысла, преподает в Доме детского творчества, руководит студией резьбы по кости и дереву. Он учит таких же мальчишек, каким некогда был сам, видеть прекрасное в обыденном. Помогает им овладевать инструментами и разбираться в текстуре, свойствах, особенностях обработки различных материалов. Без малейших колебаний передает своим юным друзьям секреты мастерства, на постижение которых у него ушли годы.

От него они узнают, что, к примеру, бивень мамонта очень чувствителен к перепадам температуры и влажности, и его нужно не менее года высушивать, прежде чем коснешься резцом. А вот рог лося ?– тверд и при этом хрупок. А в переплетении рогов оленя – нужно только разглядеть – таится бесконечное число сюжетов.

Виктор охотно откликается на приглашения поучаствовать в различных конференциях и семинарах, если речь там идет о сохранении и развитии традиционных народных промыслов. Он известен в НАО как человек, ратующий за создание мастерских ремесел не только в городе, но и в отдаленных селах. И чтобы привлечь интерес к этому, он всегда готов сам провести мастер-классы для студентов, школьников, всех желающих.

Возможно, в чем-то он обделяет себя как творец. Но он не разбрасывается, нет, просто убежден, что не вправе единолично пользоваться способностями и талантами, которыми одарен. Это его выбор, его понимание своего предназначения в нашем суровом мире, которому отчаянно не хватает красоты.

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимке автора: Виктор Вылка работает над созданием скульптуры изо льда

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх