Начальник КЦДНГ-4 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Андрей Гребенев – человек не сентиментальный. Тем не менее свое детство, которое прошло на Пашнинском месторождении на берегу суровой Печоры в 70-х годах прошлого века, вспоминает с доброй улыбкой.
– Сегодня даже представить невозможно, чтобы по объектам месторождения так свободно передвигались дети, – говорит Андрей Васильевич Гребенев. – А в те времена мальчишки и девчонки, которые вместе с родителями жили в вахтовом поселке на Пашне, росли свободными, не обремененными посещением детских садов и особым контролем взрослых.
«БЕЛАЯ КОСТЬ, ГОЛУБАЯ КРОВЬ»
Помнит Андрей и свою первую экскурсию на буровую, где дизелистом трудился отец Василий Сергеевич, кавалер ордена «Знак почета». Шум моторов, грохот металла, крепкие словечки мужчин в брезентовой робе – все это отпечаталось в памяти намертво. Поэтому после восьмилетки Андрей не раздумывая пошел учиться в горно-нефтяной техникум на бурильщика. И на первой производственной практике на Кыртаельском месторождении сразу почувствовал себя «белой костью». Тогда в иерархии работников нефтяной отрасли буровики занимали верхнюю строчку. Они получали денег и наград больше нефтедобытчиков. Этим Андрей очень гордился.
– В то лето 1989 года я заработал больше 600 рублей – огромные деньги для 18-летнего парня, – вспоминает бывший практикант. – Кыртаель тогда активно разбуривался, работы было много. И буровой мастер Виталий Владимирович Погорелов скидок на юный возраст не делал. Трудился в поте лица, как и все, поэтому и первая зарплата оказалась такой внушительной.
Завершив учебу, новоиспеченный буровик, устроился в Нижнеодесское УБР. И довелось работать ему в одной бригаде с родным отцом, который стал для него строгим наставником. На своих ровесников-земляков, получивших корочки оператора по добыче нефти и газа в местном ПТУ, молодой помбур посматривал свысока. В 1991 году, уходя исполнять свой воинский долг, уверен был в успешном развитии своей карьеры бурильщика. В то время он, конечно же, не предполагал, какие грядут перемены.
В НЕФТЕДОБЫЧЕ НЕ ПОТЕРЯЛСЯ
Служил Андрей недалеко от родного дома – в городе Печоре. В составе военно-строительного отряда возвел в городе недалеко от железнодорожного вокзала пять девятиэтажек. Вернувшись в Нижний Одес, продолжил трудиться в управлении буровых работ. Но наступил кризисный период и его родное предприятие в результате многих преобразований было ликвидировано. Но Андрей в долгом простое не задержался – определился оператором ДНГ на нефтедобывающее предприятие «Тэбукнефть». Получил направление в бригаду добытчиков на Пашнинское месторождение.
Случилось это 12 лет назад. К этому времени Андрей уже закалился в жизненных испытаниях, поэтому рьяно взялся за новое дело. Быстро и легко освоил профессию оператора, поступил на заочное отделение УГТУ. Вскоре стал мастером бригады, где было много молодежи. Многие из тех молодых пашнинских нефтяников впоследствии успешно продвинулись по службе. Да и мой собеседник не засиделся в мастерах. Поработал практически на всех нефтепромыслах ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и вот уже два года возглавляет КЦДНГ-4 – ведущий цех по объему добычи углеводородного сырья в южном предприятии. А в замах у него трудится Александр Стрельцов – бывший пашнинский коллега.
Приход Андрея на Кыртаель совпал с новым витком развития нефтепромысла, в частности с активизацией бурения новых скважин. Так, за два года здесь введено в эксплуатацию 28 добывающих скважин – более трети от эксплуатируемого цехом фонда.
– Сегодня на Кыртаельском и Южно-Кыртаельском месторождениях работают четыре станка глубокого бурения и два станка занимаются реконструкцией скважин методом бурения боковых стволов, – говорит начальник нефтепромысла. – Меня радуют и вдохновляют перспективы бурения на ближайшие три года. Ведь новые скважины – это не только дополнительная добыча, но и позитивное развитие всей производственной программы.
По мнению Андрея Гребенева, сегодня КЦДНГ-4 является площадкой для внедрения новых технологий. Летом на промысле прошли опытно-промышленное испытание греющие кабельные линии, позволяющие значительно сократить долю физического труда в борьбе с парафиноотложениями. Сейчас эта система устанавливается и на месторождениях соседнего нефтепромысла – КЦДНГ-6. Начато внедрение новой системы телемеханики. Теперь специалисты будут вести наблюдение за работой механизированного фонда скважин в системе онлайн. Значит, минимум времени будет тратиться на сбор информации, а максимум – на ее анализ. Все это, несомненно, значительно повысит качество работы и сделает весомее результаты труда.
РЕКА ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА
В конце беседы мы с Андреем пофилософствовали о причинно-следственных явлениях и цикличности событий в жизни человека. И получилось, как поется в известной песне, «ничто на земле не проходит бесследно».
– Судите сами, еще мальчишкой я бегал по Пашне, а повзрослев, пришел на это месторождение работать, – рассуждает Андрей. – На Кыртаеле проходил производственную практику в бригаде мастера В. Погорелова, а сегодня этот мастер бурит скважины для нефтепромысла, которым я руковожу. Далее. Наш цех принял эстафету от Пашнинского нефтепромысла, став первым в южном ТПП по количеству добываемой нефти. С другой стороны, КЦДНГ-4 расположен в Печорском районе, поэтому, бывая в Печоре, постоянно вижу дома, которые строил еще во время службы в армии. Река Печора объединяет мое детство и взрослую жизнь. Наконец, первым наставником в профессии у меня был отец, и я не удивлюсь, если через пару лет мой сын Александр, будущий геолог, окажется на производственной практике на Кыртаельском месторождении.
Тамара СИВЕРУХИНА
На снимках Елены ШЕЛЫГИНОЙ и из семейного архива: А. Гребенев сегодня; помбур А. Гребенев (на переднем плане) в начале 1990-х
Кстати
Накануне Дня нефтяника начальник КЦДНГ-4 южного ТПП Андрей Гребенев был награжден за свой труд Почетной грамотой ОАО «ЛУКОЙЛ»