ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ – ТРУБА

Большинство месторождений находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «черного золота» жизненно важна для процветания отрасли. Самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки являются трубопроводы.

*    *    *

Идею их использования для перекачки нефти и нефтепродуктов предложил великий русский ученый Дмитрий Менделеев. Он объяснил основные принципы строительства и привел аргументы в пользу этого вида транспорта.

*    *    *

Теоретические и практические основы возведения таких сооружений разработал знаменитый инженер Владимир Шухов, автор проекта телевизионной башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали первый в Российской империи промысловый нефтепровод для доставки «черного золота» с Балаханского месторождения на бакинские НПЗ. Его длина составила 12 километров.

*    *    *

Жидкость в нефтепроводах движется со скоростью до трех метров в секунду под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. На расстоянии в 10-30 километров в магистралях размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Общая протяженность сварных швов нефтепровода превышает его длину в среднем в 1,5 раза.

*    *    *

В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3787,2 километра. Он протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» в России составит 4770 километров.

*    *    *

Для доставки «черного золота» поездом требуется в 10 раз больше трудозатрат, чем для ее транспортировки по нефтепроводам. Поэтому даже в странах с разветвленной железнодорожной сетью этот способ перевозки является второстепенным.

*    *    *

До появления трубопроводов нефть разливали в бурдюки и бочки и везли на лошадях. Этот способ обходился очень дорого. Так, в 1877 году пуд (около 16 кг) нефти на апшеронских промыслах стоил три копейки, а доставка на расстояние 12 км к НПЗ – в семь раз дороже.

Подготовил
Максим ВОИНОВ

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх