Леонид ЗИЛЬБЕРГ:

7-1ОБ АМЕРИКЕ И ЖИЗНИ ПО ПРАВИЛАМ

Председатель еврейской национально-культурной автономии Республики Коми Леонид Зильберг рассказал нашей газете о своей недавней поездке в Америку, куда он попал в составе делегации Российского еврейского конгресса.

– Нас было 60 человек во главе с президентом Российского еврейского конгресса Юрием Каннером. Мы побывали в Вашингтоне и Нью-Йорке. Потом группа разделилась, я выбрал Бостон, другие отправились в Чикаго и Майами, – начинает разговор Леонид Анатольевич.

– И какова была цель этой поездки?

– Довести свое видение ситуации с положением еврейских общин в современном мире. Поговорить об отношениях между Россией и Америкой и, по возможности, сблизить позиции между нашими странами. Своего рода народная дипломатия. Мы также встречались с широким кругом людей, представляющих практически все ветви власти США. В программе значилось посещение госдепартамента, Белого дома, Конгресса, Сената, общение с основными лидерами еврейских организаций в Вашингтоне и в Нью-Йорке. К сожалению, в последний момент сорвалась встреча с мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Но в целом было чрезвычайно интересно.

– И о чем можно говорить с такими большими людьми?

– Говорили о многом. Среди главных проблем – необходимость отмены поправки Джексона-Вэника. Эта поправка, запрещавшая поставки высокотехнологичной продукции в СССР (компьютеры, трубы для газопроводов и др.), была принята Конгрессом США еще в 1970-е годы. Она была привязана к запрету на выезд советских евреев за рубеж и наносила серьезный удар по советской экономике. Удивительно, что сегодня никаких запретов уже давно нет, а поправка по-прежнему существует. И это непонятно.

– И вам объяснили, почему так происходит?

– Там многое прояснилось. Дело в том, что сегодня у поправки есть новые хозяева. За нее цепляются, в частности, производители сельхозпродукции (американских куриных окорочков), которые рассматривают поправку в качестве рычага влияния на Россию. Поправка хоть и не действует, так как ежегодно принимаются дополнения, но она висит над нами как дамоклов меч. Потому что ее в любой момент можно активизировать, это очень простая процедура.

Эту проблему мы обсуждали и в различных еврейских организациях, которые в свое время пролоббировали поправку, а сегодня не могут добиться ее отмены. О ней же говорили и с главным советником президента США по России Майклом Макфолом. Он – незаурядный человек, хорошо говорит по-русски и ориентируется в российской действительности. Кстати, он скоро приедет в Россию в качестве посла. В разговоре он, в частности, упомянул и вашу компанию. Он сказал: «Какие у нас отношения с Россией? А такие, что я сейчас поеду и заправлюсь на АЗС «ЛУКОЙЛа».

– То есть Америка в целом хорошо относится к России?

– Подчеркнув глубину наших взаимоотношений, с другой стороны, Майкл Макфол отчетливо дал понять, что Россия сегодня не является демократической страной в полном смысле этого слова. И что отмена поправки Джексона-Вэника стала бы неверным сигналом, что якобы в России все в порядке с правами человека и с демократией. А это не так. Поэтому сегодня многие в Америке говорят, что поправка устарела. Но при этом параллельно с ее отменой пытаются вводить новые методы, чтобы в нашей стране развивалась демократия.

– Кроме высоких американских чиновников Вам удалось пообщаться с простыми людьми, бывшими эмигрантами?

– Конечно. Например, в одном социальном доме мы встретились с очень интересным дедушкой, которому за 90. Он приехал в Америку 30 лет назад, живет не в доме для престарелых, а в отдельной квартире. Просто там за такими, как он, ухаживают. Так вот, дедушка чрезвычайно активен. За эти годы он хорошо выучил язык и сегодня, разъезжая по другим социальным учреждениям и агитируя старичков голосовать за демократическую партию, сторонником которой является, он приносит в актив демократов тысячи голосов. У него дома висят фотографии со всеми президентами, сенаторами, министрами, конгрессменами. Он многократно бывал в Белом доме. Словом, человек нашел себя, доказав, что при желании в любом возрасте можно быть нужным и полезным.

– Говорят, в Америке пенсионеры из числа российских эмигрантов получают приличную пенсию…

– Да, люди, которые ни дня не проработали в Америке, получают не только хорошую пенсию, но и пользуются бесплатным медицинским страхованием, а также имеют качественное медобслуживание. Они все довольны жизнью.

– У нас по-прежнему актуальны разговоры об экономическом кризисе. А заметили ли Вы аналогичную проблему в Америке?

– Не знаю, но примет кризиса мы там не заметили. Я думаю, сейчас его в США уже нет. По крайней мере, там люди не выглядят подавленными. Вообще, американцы очень открыты. Если они видят, что у тебя в руках что-то необычное или ты что-то делаешь для них непонятное, они могут спокойно подойти и спросить. И там всегда принято отвечать.

Эту открытость мы заметили еще в аэропорту. Многие в нашей делегации плохо знали английский язык и не могли заполнить довольно сложные миграционные анкеты. Так одна американка по собственной инициативе, ее никто не просил, помогла это сделать едва ли не половине членов делегации. Причем сама она русским не владела. Там люди охотно помогают друг другу, это норма жизни. Это очень естественно для них.

– Признайтесь честно, Вам хотелось бы жить в Америке?

– Уезжать навсегда – нет, но пожить несколько месяцев в Нью-Йорке хотел бы, позаниматься языком. Мне очень нравится этот город, он живой, кипящий и очень интересный. Такой, знаете ли, Вавилон! Мы жили прямо на Таймс-сквер, где постоянные толпы людей, но нет ощущения опасности и агрессии. Там мирно уживаются представители всех национальностей. Я, как председатель национально-культурных объединений и ассоциаций, именно там попал в гущу национально-культурных объединений всего мира! Там все для людей: и национальные рестораны, и магазины… Вообще, нам необходимо учиться у американцев умению организовывать людей любой национальности так, чтобы все они жили по их правилам. Там любой приезжий начинает соблюдать их. Потому что они просты, понятны и честны. Вот такая жизнь по правилам. У кого не получается – очень быстро оказываются либо за пределами страны, либо в тюрьме.

– И последний вопрос: планируете ли Вы в ближайшее время другие поездки аналогичного формата?

– Мы уже ездили подобной делегацией в Израиль. Очень хочется, чтобы следующим направлением стали Австралия и Новая Зеландия. Побывать там – моя мечта. Причем, если приехать туда туристом, то ничего толком и не увидишь. Лишь в составе столь серьезной делегации, с которой мы побывали в Америке, открываются такие возможности для общения.

Интересовалась
Анна ТКАЧЕНКО

Фото из архива Леонида Зильберга

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх