КАК НАРЬЯН-МАР ВСТРЕЧАЛ ПАПАНИНЦЕВ

Полярная экспедиция в Нарьян-Маре, 1937 год

В этом году в Ненецком автономном округе часто вспоминают об историческом событии мирового масштаба, к которому ровно 75 лет назад оказались причастными многие местные жители.

Тогда в Нарьян-Маре по пути к Северному полюсу на 13 дней останавливались участники легендарной экспедиции, чьи имена вскоре прогремели на всю планету. Это были Иван Папанин, Евгений Федоров, Петр Ширшов и Эрнст Кренкель – знаменитый коллектив первой в мире полярной дрейфующей станции СП-1, будущие Герои Советского Союза и кумиры своего поколения.

О значении, которое придавалось в СССР этой высокоширотной экспедиции, достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что подготовка к ней началась годом раньше, после заседания Политбюро. На это заседание 13 февраля 1936 года по указанию Сталина были вызваны ведущие советские авиаконструкторы, прославленные летчики Валерий Чкалов и Сигизмунд Леваневский, а также Отто Шмидт, которого и назначили начальником экспедиции.

А для ее доставки в район Северного полюса Наркомату тяжелой промышленности было поручено построить специальные четырехмоторные самолеты. Ради обеспечения предстоящего дрейфа четверки папанинцев трудились тысячи людей: создавались новые рецепты рационов питания и материалы для пошива одежды, конструировались компактная радиостанция и палатка. Заранее было определено, что одним из основных пунктов маршрута авиаперелета станет заполярный Нарьян-Мар. С местного аэродрома на реке Печоре самолеты и стартуют в направлении острова Рудольфа – самой северной точки Земли Франца-Иосифа, откуда до полюса уже рукой подать.

…Встречать огромные оранжевые аэропланы АНТ-6 «АВИААРКТИКА» вышло все население небольшого городка. По такому случаю в школах были отменены занятия. Авиаторы в те годы пользовались особой популярностью, так что всеобщее внимание, в первую очередь, было приковано к экипажам под командованием Михаила Водопьянова, Василия Молокова, Ильи Мазурука и Анатолия Алексеева. Вызывала интерес и колоритная фигура Шмидта с его роскошной бородой.

Участники полярной экспедиции в Нарьян-Маре, 1937 годВсего же в Нарьян-Мар на четырех АНТ-6 и двухмоторном самолете-разведчике прибыло около 50 человек. Их разместили в помещениях оленсовхозуча (в последствии – Ненецкий зооветеринарный техникум) и в соседнем здании, которое годами позже займет детский сад «Олененок». Упоминаю такие подробности не без умысла, поскольку именно в этот детсад меня в малолетстве водила мама, преподавательница техникума. Может, потому и влюблен я в Арктику.

Полярникам пришлось задержаться в Нарьян-Маре дольше, чем планировалось поначалу. Заслон на пути к полюсу поставила коварная северная погода. Из Москвы по нескольку раз на день слали правительственные радиограммы, выясняя судьбу экспедиции. А ее связь с миром в те дни обеспечивал, между прочим, коллектив радиостанции Нарьян-Марского морского порта. Лучшему радисту порта Александру Спирихину за все время удалось поспать лишь считанные часы: он беспрестанно принимал сводки погоды с арктических метеостанций. Незря же его горячо благодарили летчики, Отто Шмидт, да и потом Спирихин еще долгие годы состоял в переписке с Папаниным.

Серьезную помощь Папанину и его товарищам оказывали и здешние механики, техники, столяры, портные. Он то и дело загружал их заказами, будучи человеком хозяйственным и запасливым. По воспоминаниям очевидцев, из-за этого у него постоянно возникали споры с летчиками, которые категорически отказывались брать на борт дополнительный груз. Но правдами-неправдами Папанин своего обычно добивался, умудряясь проносить на аэропланы и пошитые местными умелицами малицы, и мороженых сигов, и кадушку маслица – на зимовке, мол, это все лишним не будет…

К слову, аэродромы в окрестностях Нарьян-Мара – у лесозавода, возле деревень Тельвиски и Куи – и позднее не раз использовались полярными летчиками. Например, здесь совершал посадку самолет Водопьянова, занятого безуспешными поисками без вести пропавшего в августе 1937 года в районе Северного полюса Леваневского.

Что же касается СП-1, то станция работала до 19 февраля 1938 года и была эвакуирована с помощью ледоколов «Мурман» и «Таймыр».

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимках из архива Российского государственного музея Арктики и Антарктики: участники полярной экспедиции в Нарьян-Маре, 1937 год

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх