Однажды, по старинной китайской легенде, дровосек Ван Чжи повстречал в горных лесах старцев, предавшихся непонятной игре, подошел к ним и стал наблюдать. Когда игра закончилась, игроки растаяли в воздухе, и Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, а топорище сгнило. В родной деревне его встретили чужие люди, никто его не узнал, и только дряхлая старуха вспомнила, как в детстве ей рассказывали про некоего дровосека, что много лет назад ушел в лес и пропал. Завораживающей игрой, изменившей судьбу Ван Чжи, была го, завоевавшая сегодня сердца миллионов людей, в том числе и работников ЛУКОЙЛ-Коми.
Го – единственная игра своего семейства. Она намного старше шахмат и тоже возникла в Азии, но где именно, неясно: за четыре тысячи лет сменились десятки цивилизаций, расцвели и рухнули могучие империи, произошли грандиозные переселения народов, и след теряется на границе Китая, Индии и Тибета.
В Древнем Китае игра носила название «и» (искусство), а позже – «вэйци», что означает «игра окружения». Тот же смысл имеют корейское слово «бадук» и японское «и-го», которое в слегка сокращенном виде разошлось по миру.
Го считается сложнейшей настольной игрой в мире, хотя правила ее запоминаются за пять минут, и при этом одной из самых распространенных. Большинство игр не ставят задач выше тактических, в них четко очерчена конечная цель: мат, получение дамки, вывод фишек. В го победы можно добиться миллионом различных способов, поэтому на первый план выходит стратегия: запутать противника, утаить от него свои намерения, расставить сети и заманить в ловушку. Простые тактические приемы требуют постоянного переосмысления, традиционно выигрышных дебютов не существует. Оценить потенциал всех построений, реализовать его и не дать это сделать противнику – архисложные задачи, которые приходится решать одновременно.
О своем увлечении игрой го «СВ» рассказал ведущий специалист отдела управления проектами ЛУКОЙЛ-Коми Максим Семенов.
– На одной из тренировок по рукопашному бою тренер рассказал про такую игру, которая развивает стратегическое и тактическое мышление, что очень полезно в нашем виде спорта. Он добавил, что шахматы больше про тактику, а процесс игры го дает возможность постоянного переключения от тактики к стратегии, – говорит Максим.
Наш собеседник отметил, что правила элементарные. По сравнению с шахматами, где ряд фигур имеет собственные ходы, в го камни перемещаются только по пересечениям линий.
Своим новым хобби Максим Семенов поделился с коллегой Айратом Хусаиновым, отличным игроком в шахматы. Айрат заметил, что поначалу долго откладывал знакомство с го, но встреча тет-а-тет все же состоялась.
– Максим посоветовал посмотреть корейский фильм «Камень» и аниме-сериал «Хикару и Го», объяснил правила игры, и я согласился на первую партию. Игра действительно очень глубокая, несмотря на простоту. Есть некоторая ассоциация с игрой из детства «точки», где участники должны «съесть» как можно больше точек противника. Однако в го все иначе: агрессивная манера может привести к потере очков, – поделился Айрат. – Многие успешные игроки в го говорят, что зачастую росту мешают не отсутствие навыка, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в го, остается только одно – совершенствовать самого себя. Это мне и нравится в этой игре – с повышением своего скила (навыка) меняешь и свой характер в лучшую сторону.
Айрат Хусаинов подчеркнул, что в го играли многие известные люди. Например, Мао Цзэдун, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и множество других умных и успешных личностей.
Рэндзю – удел простолюдинов, в шахматы играют герои, го – игра богов, – цитирует японскую пословицу наш собеседник.
Сейчас нефтяники планируют познакомить с го как можно больше товарищей и коллег, в планах создать клуб и устраивать турниры.
Валентина НОВИКОВА